Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции - неотъемлемая составляющая общемирового процесса борьбы с организованной преступностью и другими, имеющими трансграничную природу вызовами и угрозами. Коррупция не только находится в одном ряду с такими глобальными преступными проявлениями, как незаконное распространение оружия, нелегальная миграция, незаконные обороты наркотических средств и психотропных веществ и киберпреступность, но и является их питательной и стимулирующей средой. Наносит невосполнимый материальный, политический и имиджевый вред не только национальным интересам, конкретным компаниям и гражданам, но и порождает новые негативно-разрушительные вызовы для всего мирового сообщества. Коррупционные преступления давно стерли национальные границы и пе¬решли на транснациональный уровень, следовательно, наиболее эффективным способом борьбы с ними является международное сотрудничество государств в сфере борьбы с коррупцией. В связи с этим такие международные организации как ООН, Совет Европы, Европейский союз и другие приняли множество меж¬дународно-правовых актов, посвященных вопросам борьбы с коррупцией.
1. Международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией
В результате принятия в XX-XXI вв. международно-правовых актов антикоррупционной направленности сформировалась международная система правового регулирования. Основополагающим документом стала Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г. Также к числу таких нормативных актов можно отнести Кон¬венцию ООН против транснациональной организованной преступности Кон¬венцию об уголовной ответственности за коррупцию , Декларацию ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях и многие другие.
В Конвенции ООН против коррупции к коррупционным относится ши¬рокий перечень преступлений: подкуп в публичном и частном секторе; подкуп международных организаций и их должностных лиц; отмывание доходов; хи¬щение имущества публичными должностными лицами и его нецелевое исполь¬зование и т. д. Понятия «коррупции» в данном акте не сформулировано, но в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за корруп¬цию отмечено, что коррупция - это искажение нормальной деятельности лица, данное или обещанное ему преимущество в результате получения или дачи им взятки, выполнения какой-либо просьбы или предложения.
Исходя из анализа трактовок понятия «коррупция», даваемых междуна¬родно-правовыми актами, можно сделать вывод о том, что международное право применяет данное понятие в широком смысле. В некоторых актах встречаются более узкие формулировки, сводящие коррупцию только к даче взятки или ее получению, что, на наш взгляд, не раскрывает всесторонне кор¬рупционные явления. Кроме того, анализ понятия «коррупция» позволяет вы¬делить ее существенные признаки: 1) противоправность; 2) корыстный мотив и иная личная заинтересованность; 3) социальная сущность, проявляющаяся в разложении власти.
На сегодняшний день международно-правовое регулирование в сфере борьбы с коррупцией осуществляется на трех уровнях: 1) универсальный; 2) ре¬гиональный; 3) двусторонний. Безусловно, международно-правовая регламен¬тация борьбы с коррупцией находится в тесной связи с национальным законо¬дательством. Считаем целесообразным, указать на факт взаимности и взаимо¬обусловленности международного и национального законодательства в данной сфере. Причем влияние национального законодательства на международные правовые акты выражено в наибольшей степени (прослеживается по рекомен¬дациям по совершенствованию законодательства, модельному законодатель¬ству и т. п.). Например, Соглашение Правительства Российской Федерации (да¬лее - РФ) и Правительства Республики Беларусь о повышении эффективности сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией , анализ которых позволяет сде¬лать вывод о необходимости осуществления посредством развития как нацио¬нального законодательства, так и международного.
В международном праве выделяют три модели противодействия корруп¬ции. Американская модель сочетает в себе ограничительные законы вместе с поощрениями. Предотвращению коррупции также помогает фактическое от¬сутствие иммунитетов для должностных лиц. Другая модель реализуется в Ев¬ропе (преимущественно Скандинавские страны). В перераспределении денеж¬ных средств активно участвуют государственные органы с дальнейшей отчет¬ностью перед обществом. Огромное значение имеет моральное воздействие по¬средством освещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) кор¬рупционных преступлений. И, наконец, третья модель - страны Азии (Синга¬пур, Тайвань, Гонконг и др.). Особенность данной модели заключается в стро¬гости наказаний за коррупционные преступления, тщательной кадровой поли¬тике, создании органов по борьбе с коррупцией .
Как упоминалось ранее, в настоящее время сформирована широкая база международных нормативно-правовых актов и стандартов, направленных на борьбу с коррупцией на всех уровнях, что позволяет, на наш взгляд, говорить о формировании в международном праве отрасли антикоррупционного междуна¬родного сотрудничества. Однако дальнейшее развитие правового регулирова¬ния данной сферы является необходимым. Так, например, в антикоррупцион¬ной борьбе на уровне межгосударственных объединений может быть задей¬ствован потенциал Евразийского экономического союза.
2. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции на примере взаимодействия России с международной организацией ГРЕКО (Группа госу¬дарств по борьбе с коррупцией)
В настоящее время для юридической науки особенно актуальны следующие задачи: изучение влияния на распространение коррупции каждого из детерминирующих ее факторов и различных их со¬четаний, прогнозирование возможных направлений ее эволюции; мониторинг проявлений коррупции и эффективности мер национальной и международной антикоррупционной политики; выявление в дей¬ствующем законодательстве нарушений системных связей, пробелов и противоречий, способствующих совершению деяний коррупционного характера. Речь идет не только о постоянном совершенствовании доктринального фундамента противодействия коррупции, но и о своевременном обнаружении и изуче¬нии новых ее форм в целях выработки адекватной коррупционной угрозе системы мер профилактики и ответственности.
В современном мире общепризнано, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, угрожает стабильно¬сти демократических институтов и моральным устоям общества. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздей¬ствии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Общественная опасность коррупции также связана с ее латентным характером.
По некоторым данным исследований, только четыре-пять процентов случаев коррупции обнару¬живается и расследуется. Вместе с тем по данным социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным отклоняющимся явлением. Уровень нетер¬пимости в обществе к коррупции как к институту - невысок. Данное обстоятельство оказывает самое серьезное влияние на формирование государственной политики по противодействию коррупции на том или ином этапе ее развития. Коррупция представляет системную угрозу регионального и глобального характера. Естественно и противодействие коррупции также должно быть системным .
Все государства - члены Совета Европы могут присоединиться к ГРЕКО путем нотификации со¬ответствующего заявления Генеральному секретарю Совета Европы. В отношении государства - не¬ членов Совета Европы предусмотрено специальное правило: любое государство, подписавшее и ра¬тифицировавшее Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, либо Кон¬венцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, автоматически стано¬вится членом ГРЕКО и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. Следует от-метить, что названные международные договоры прямо устанавливают, что ГРЕКО является в отно¬шении них контрольным механизмом. На сегодняшний день Группа состоит из 47 государств-членов (согласно данным Council of Europe). Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоя¬щее время единственным неевропейским государством в составе Группы являются США, которые в 2000 году подписали Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страс¬бург, 27 января 1999 года) и таким образом, как и некоторые иные государства – не члены Совета Ев¬ропы, автоматически стали участниками оценочных процедур ГРЕКО.
В Российской Федерации меры противодействия коррупции выстраиваются последовательно и комплексно в рамках государственной политики в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В организации уголовного преследования коррупционных преступлений в нашей стране за по¬следние годы также произошли определенные позитивные изменения. Оперативные подразделения начинают уходить от «валовых» показателей и стали концентрировать усилия на выявлении коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность. Количество установлен¬ных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, выросло за год почти вдвое.
В новом национальном плане противодействия коррупции содержится развернутый перечень по¬ручений, касающихся научной разработки проблем (вопросов) антикоррупционной тематики. Надеюсь, что нынешний форум внесет свой весомый вклад в их решение, что, в свою очередь будет способство¬вать достижению целей государственной политики - снижения уровня коррупции .
Заключение
В практике международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции сделано, делается немало и, несомненно, в будущем будет делаться еще больше. Не без трудностей, но все-таки формируется «глобальный антикоррупционный консенсус». На такой целевой платформе общий язык находят социальные силы самых разных политических и идеологических ориентаций - либералы и консерваторы, левые и правые, политические объединения разных национальных традиций и цивилизационных культур. Антикоррупционные мероприятия стали ведущей составляющей государственных стратегий антикризисного управления. Главные направления российской Национальной стратегии противодействия коррупции в международном аспекте:
а) формирование и развитие антикоррупционного права, активизация участия в соответствующих международных и межгосударственных структурах;
б) реформа международной составляющей кредитно-финансовых отношений, оптимизация государственных расходов, либерализация ценообразования;
в) усиление надзора и контроля в сфере международной торговли ценными бумагами, ужесточение государственного контроля за ценовыми паритетами;
г) последовательная антиинфляционная политика;
д) рационализация практики финансирования политических партий и избирательных кампаний (контроль поступления и использования пожертвований, займов и государственных дотаций, раскрытие сведений о доходах, расхода и имуществе кандидатов и т.д.);
е) совершенствование общественного контроля в различных его формах, в том числе формирования гибкого общественного антикоррупционного мониторинга, проведения общественных проверок, общественных экспертиз, организации публичных слушаний, общественных обсуждений и направления онлайн-петиций, создания наблюдательных комиссий.