Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы повышения рациональности финансовой деятельности государств относятся к категории перманентных, т.к. необходимость оценки и повышения ее результативности всегда имело, имеет и будет иметь важное значение. Множество вариантов получения, распределения и перераспределения финансовых ресурсов и вместе с тем их объективная ограниченность, несмотря на постоянный абсолютный рост, неизбежно приводит лишь к обострению проблемы. К тому же данное противоречие является, по нашему мнению, главной движущей силой совершенствования финансовой политики.
Российская Федерация в наши дни столкнулась с рядом проблем в межбюджетных отношениях:
налоговые полномочия высоко централизованы. Это значит, что устанавливается очередность определения налоговой базы региона на федеральном уровне, порядок исчисления региональных и местных налогов, максимальные налоговые ставки для налогов регионального и местного уровня;
внедрение негласных пропорций зачисления налогов по уровням бюджетов. Так получается, что доля зачисления налогов (собранных в регионах) в федеральный бюджет увеличивается, а доля их зачисления в бюджеты субъектов федерации уменьшается;
уменьшение числа трансфертов бюджетам субъектов РФ;
рост объема собственных полномочий регионов и полномочий, переданных на региональный уровень с федерального уровня (сейчас за субъектами РФ закреплено 79 собственных полномочий по предметам совместного ведения). Хотя это все осуществляется, когда федеральное финансирование новых полномочий регионов снижается.
1.Характеристика бюджетного процесса на уровне субъектов Федерации: полномочия по формированию и исполнению бюджетов
Региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) являются одним из важнейших элементов государственных финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные финансы.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Региональный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного территориального образования, один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через него общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из бюджета финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь областной социальной сферы, здравоохранения, образования, промышленности, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Знание экономической сущности бюджета и его функций позволяет оптимально сформировать доходную и расходную часть регионального бюджета и эффективно воздействовать на экономику субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время бюджеты многих субъектов Российской Федерации планируются с дефицитом. Это объясняется не столько состоянием экономики региона, сколько несовершенством законодательной базы. Практика показывает, что доходная база региональных бюджетов подорвана.
Отличием региональных бюджетов является то, что бюджеты являются относительно самостоятельными в области формирования и распределения финансовых ресурсов, аккумулированных в виде бюджета, но с другой стороны большинство субфедеральных бюджетов являются зависимыми от финансовой поддержки вышестоящего бюджета и в свою очередь оказывают аналогичное содействие местным бюджетам.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Российская практика показывает, что доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, как правило, достаточно высока. Именно налоговые поступления являются главной статьей бюджетных доходов государства и оказывают прямое влияние на социально-экономическое развитие. Средства, взимаемые в виде налогов, составляют главную экономическую силу государства. Поэтому увеличение налоговых доходов, поиск факторов, оказывающих влияние на них, является весьма актуальной проблемой, решение которой имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы. [4, с. 180].
«Майские указы» В.В. Путина (серия указов социального характера, подписанных им в день вступления в должность Президента РФ 7 мая 2012 года) к началу 2014 года окончательно укрепились в статусе основной парадигмы государственной политики. В результате, бюджетный процесс в стране, в том числе процессы принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ рассматриваются через призму «майских указов»
В ходе конференции Общероссийского народного фронта «Форум действий» В.В. Путин прямо сформулировал, что «майские указы могут и должны быть выполнены российскими властями». В том числе Президент РФ сформулировал, что недостаточные темпы экономического роста не являются оправданием для неисполнения указов.
Как следует из проведенного исследования, субъекты РФ в контексте «майских указов» Президента РФ В.В. Путина остаются одним из наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция)
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2004 г.)
3. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 199. ФЗ (ред. от 27.05.2014) // Российская газета. 5 декабря. С. 3-15.
4. Бушмин Е. В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации / Е. В. Бушмин. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 516 с.
5. Быков С. С. Налоговое регулирование: разработка подходов к оценке эффективности //Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования /под ред. М. М. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. - М.: Наука, 2014. - С. 153-192.
6. Зубов В., Иноземцев В. Сибирское благословение. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013.
7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: Финансы и статистика, 2015. 560с.
8. Преображенский Б. Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2013. 160 с.
9. Савиных Т. С., Казаков В. В. Совершенствование межбюджетных отношений в процессе формирования оптимальной модели развития бюджетного федерализма в РФ // Вестник ТГУ. 2011. № 34.
10. Сятчихин С. В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. С. 47-51.
11. Фаттиева А. Р. Межбюджетные отношения в условиях федерализм / под ред. А. Р. Фаттиевой, Д. М. Гаджикурбанова. Ижевск.: ИжГТУ, 2014.- 144 с.
12. Чулков А. С. Расходы местных бюджетов: методология проведения аудита эффективности // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 24-30.
13. Юрасов И. Территориальное общественное самоуправление в регионах России: социальные аспекты / И.Юрасов, О.Юрасова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 2.