Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понимание арбитражного процесса связано с отраслью законодательства, отраслью права, сферой практической деятельности по отправлению правосудия, отраслью научного знания и учебной дисциплиной. Специфика арбитражного процесса как отрасли законодательства связана с тем, что его назначение состоит в регламентации деятельности арбитражных судов по рассмотрению споров, имеющих экономический характер
Основу отраслевого законодательного массива, именуемого арбитражным процессом, составляет кодифицированный акт - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) . Но этим актом дело не ограничивается, поскольку и в других федеральных законах, относящихся к иным отраслям законодательства, мы можем обнаружить статьи, которые связаны с регламентом деятельности арбитражных судов, определяют права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Арбитражный процесс представляет собой официальное закрепление порядка рассмотрения арбитражными судами экономических и иных споров, отнесенных к компетенции арбитражных судов.
Арбитражный процесс и гражданский процесс являются самостоятельными отраслями законодательства. Если арбитражный процесс регламентирует порядок рассмотрения дел в арбитражных судах, то гражданский процесс регламентирует порядок рассмотрения споров судами общей юрисдикции. Следовательно, арбитражный процессуальный закон не применяется в судах общей юрисдикции, а гражданский процессуальный закон неприменим в арбитражных судах.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (административные дела), регулируется АПК РФ (разд. III, гл. 22 - 26).
1. Право на обращение в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.
Лицами, обладающими правом обращения с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, являются граждане и организации, полагающие, что конкретным нормативным правовым актом нарушены их права или законные интересы, прокурор в пределах своего процессуального статуса, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Нарушение компетенции - это регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми органами власти, местного самоуправления или должностными лицами, обратившимися в суд.
Поскольку деятельность органов государственной власти, местного самоуправления непосредственно связана с изданием подобных актов, а издание нормативных актов, нарушающих их компетенцию, может повлечь нарушение распределения властных полномочий между органами власти, то процессуальный закон предоставляет право публично-правовым образованиям и должностным лицам обратиться в суд с заявлением об оспаривании соответствующего правового акта.
Специальными требованиями к заявлению, подаваемому в суд заинтересованным лицом, являются необходимость указания в нем:
1) наименования органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) сведений о самом нормативном правовом акте, включая название, номер, дату принятия, источник опубликования;
3) прав и законных интересов заявителя, которые, по его мнению, нарушает оспариваемый нормативный правовой акт;
4) сведений о нормативном правовом акте большей юридической силы, которому противоречит оспариваемый нормативный акт;
5) требований заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечня прилагаемых документов, включая текст оспариваемого нормативного правового акта.
Подача заявления в суд не приостанавливает действие нормативного правового акта. Срок судебного разбирательства в Суде по интеллектуальным правам не должен превышать трех месяцев со дня поступления заявления.
Особенности судебного разбирательства состоят в следующем:
1) суд может рассмотреть дело и в отсутствие надлежаще извещенных лиц, если не признает их явку обязательной;
2) суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение нормативного правового акта полностью;
3) отказ заявителя от своего требования, а также его признание заинтересованным лицом не влекут прекращения производства по делу;
4) обязанность доказывания:
а) соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту большей юридической силы;
б) наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого нормативного правового акта возлагается на заинтересованное лицо в лице органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, которые его приняли.
Для суда существует определенный алгоритм проверки обстоятельств принятия нормативного правового акта. Сначала суд выясняет порядок принятия, который включает проверку полномочий субъекта, его издавшего, надлежащей формы принятия, а также правил введения в действие и опубликования. Если требования закона нарушены хотя бы по одному из обстоятельств, то суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим. Затем суд проверяет компетенцию органа или лица, принявшего нормативный правовой акт с учетом
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ.2002. № 30. Ст. 3012
2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) //Собрание законодательства РФ.2002. № 46. Ст. 4532.
3.Арбитражный процесс: учебник / Н.В. Алексеева, А.В. Аргунов, А.А. Арифулин и др.; под ред. С.В. Никитина. М.: РГУП, 2017. 328 с.
4.Кубышко М.В. Вестник Академии экономической безопасности МВД России 2013 № 1 С.28-30
5.Князькин С.И., Юрлов И.А. Гражданский, арбитражный и административный процесс в схемах с комментариями: учебник. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 434 с.
6.Моисеева И.Г. Проблемы применения АПК РФ при оспаривании нормативных правовых актов // Закон. 2007. № 11.
7.Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. 10-е изд., испр. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
8.Рожкова М.А. Защита интеллектуальных прав: законодательные ошибки при определении статуса и компетенции специализированных органов, разрешающих дела в сфере промышленной собственности: учебное пособие. М.: Статут, 2016. 286 с.
9.Софронова Д.А. Некоторые вопросы судебной защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 682 - 686.