Фрагмент для ознакомления
2
Часть 1. Общая характеристика книги и её практическое применение
Книга американского психолога и педагога Томаса Гордона «Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее». рассказывает о том, как сделать преподавание более эффективным, правильно передавать ученикам свои знания и опыт, но не за счёт использования новых либо нетрадиционных методов и приёмов преподавания, а путём построения новых отношений с учениками, переосмысления процесса обучения с точки зрения коммуникации. Речь идёт о том, как избегать конфликтов, оставляя больше времени для преподавания.
Т. Гордон знакомит педагогов с действенными методами построения продуктивных отношений учителя с учениками и способами разрешения дисциплинарных, учебных и личностных проблем. Акцентируем внимание на методике, помогающей учителю эффективно управлять классом. Т. Гордон обосновывает, почему ты- ориентированные высказывания учителя по отношению к ученику не имеют должных эффектов: учитель такими высказываниями обвиняет ученика. Дадим несколько примеров контрпродуктивных ты-высказываний, которыми, к сожалению, злоупотребляют многие учителя. «Ты бы прекратил!» (приказание); «Ты рассуждаешь по-детски» (критика); «Ты бы лучше учился (морализация); «Ты ведешь себя, как ребенок» (уподобление); «Ты попробуй, и у тебя получится!» (логические рассуждения); «(Ты) еще один Альберт Эйнштейн!» (сарказм).
Вместо ты-сообщений Т. Гордон советует применять я-сообщения. Примерами я-сообщений могут быть следующие: «Мне тяжело работать с классом, когда меня так часто прерывают», «Когда я обнаружил бумагу на полу...», «Когда в классе так шумно, я...», «Я огорчаюсь, когда...». Большинство я- высказываний начинаются со слова когда.
«Правильное я-сообщение - это сообщение о факте без анализа». Если учитель правильно формулирует свою мысль и в своем высказывании указывает факт, который ему мешает продуктивно вести урок, ученик начинает понимать, что учитель акцентирует внимание в основном на ситуации, а не на самом ученике. В составе я-сообщений может появиться местоимение ты, но они не должны содержать в себе обвинений, оценочных суждений, готовых решений или морали.
Укажем действенные я-сообщения, направленные на изменение поведения учеников, но при этом не унижающие и не обвиняющие, а мотивирующие учеников на положительные изменения. «Когда в классе так шумно (описание без осуждения), я не слышу, что каждый из вас говорит. (существенное воздействие)». «Когда ты прерываешь меня (описание без осуждения), я теряю мысль и забываю то, что говорила. (существенное воздействие)». Я-сообщения могут содержать три компонента, последний из которых описывает те чувства, которые возникают у педагога с связи с неподобающим поведением ученика. Хороший пример такого высказывания: «(1) Когда ты не выполняешь домашние задания (характеристика поведения), (2) мне приходится дольше объяснять во время урока (существенное воздействие), (3) и из-за этого я начинаю нервничать (чувство)»
Т. Гордон убежден, что я-сообщения с любыми порядковыми компонентами (даже если один из них отсутствует) имеют больше шансов быть услышанными, понятыми и адекватно воспринятыми учащимися, в отличие от обвинительных ты-сообщений или косвенных высказываний. Кроме того, лучшие преподаватели знают, что, и с точки зрения экономии учебного времени, и с точки зрения уважения личных чувств учеников, все разбирательства «с дурным поведением учеников следует проводить индивидуально, с глазу на глаз. Опытный учитель не будет «заставлять учеников чувствовать себя неловко перед сверстниками»
Основным в воспитании является не декларирование единственно возможного образца поведения, который усваивается раз и на всю жизнь, а раскрытие творческих способностей самого ребёнка. Основная цель воспитания - научить жить в меняющемся мире, помочь найти свой способ самореализации, воплощения идей, мыслей, чувств. Собственный опыт, даже ошибочный, является важнейшим источником информации. Особое внимание уделяется привлечению детей к совместной с воспитателями деятельности. В воспитании от результата - переориентация на процесс: ребенок не ждет радости лишь в конечном результате, а находит ее в самом процессе (познания, созидания, общения). Ребёнок признаётся уникальной, неповторимой индивидуальностью. Педагог учитывает возрастные особенности и возможности ребёнка, побуждает к открытому проявлению чувств. Отношения взрослого и ребёнка обновлены взаимоуважением, ребенок становится равноправным «партнером» в любом взаимодействии.