Фрагмент для ознакомления
2
1. Предмет и полномочия прокурора по надзору за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Как указывают в своей работе П.И. Пименова и О.Д. Рогозина, современное российское законодательство в ряде норм предусмотрело необходимость организации качественного и регулярного прокурорского надзора за деятельностью оперативно-розыскных органов .
Такой надзор обеспечивается, во-первых, статьей 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которая обозначает основные направления надзора и условия его проведения .
Прокурорский надзор за исполнением органами оперативно-розыскной деятельности действующих нормативных актов Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор, а также уполномоченные им прокуроры.
По просьбе представителей прокуратуры, руководители и ответственные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны в любой момент в полном виде предоставить им:
1) любую оперативную и служебную документацию, которая может включать в себя оперативные записи,;
2) материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативных и технических средств;
3) регистрационную документацию;
4) ведомственные нормативные документы, которые регулируют порядок проведения оперативно-розыскной деятельности;
5) достоверную информацию о лицах, которые были введены в организованные преступные группы;
6) биографии и досье тайных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
При этом надо отметить тот факт, что достоверные информационные материалы о тех гражданах, которые оказывают помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе, представляется сотрудникам прокуратуры исключительно при наличии письменного согласия этих людей. Исключение в данной ситуации составляют те случаи, которые вызывают необходимость участия данных лиц в уголовном судопроизводстве.
По данным И.М. Альтуфьева, Л.О. Комаровской и И.М. Сапыгина, сотрудники прокуратуры, которые осуществляют прокурорский надзор за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должны гарантировать данным органам полную защиту информации, которая содержится в документах и материалах, предоставленных для проведения прокурорской проверки .
Законодательство учитывает и тот момент, что несоблюдение законных требований прокурора, которые обусловлены его полномочиями по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, налагает на руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, юридическую ответственность в соответствии с существующими законодательными нормами.
Согласно нормам Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года, предметом прокурорского надзора являются :
– соблюдение прав и свобод человека и гражданина (конституционные права человека и гражданина);
– полное соблюдение установленного порядка подачи заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
– применение определенных форм и методов проведения оперативно-розыскных мероприятий и расследования;
– согласованные или несогласованные с требованиями законности решений, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
– законность и гуманность процессов дознания и предварительного расследования.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Инструкции Генерального прокурора Российской Федерации по тем вопросам проведения расследования, которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения в короткие сроки.
Полномочия прокурора в осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, кроме всего прочего, на сегодняшний день включают:
1) контроль выполнения основных требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при принятии, регистрации и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года (в действ. ред. от 19 февраля 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (Дата обращения: 08.03.2018)
2. Федеральный закон Российской Федерации № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года (в действ. ред. от 31 декабря 2017 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (Дата обращения: 08.03.2018)
3. Федеральный закон Российской Федерации № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года (в действ. ред. от 06 июля 2016 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (Дата обращения: 07.03.2018)
4. Алтуфьева И.М., Комаровская Л.О., Сапыгин И.М. Оперативно-розыскная деятельность как объект прокурорского надзора: основные проблемы и перспективы совершенствования российского законодательства в сфере правового регулирования деятельности следственных органов // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 1. «Правоведение». – Казань: Издательство КазГУ, 2018. – С. 100–113
5. Боронина О.П., Ждановская А.М., Крутилова Г.В. Современные представления о прокурорском надзоре в сфере контроля оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации // Вестник Хабаровского государственного университета. Вып. 4. – Хабаровск: Издательство ХГУ, 2017. – С. 99
6. Пименова П.И., Рогозина О.Д. Основные проблемы проведения прокурорской проверки в следственных органах: история и современное состояние // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации: история и современное состояние». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 58–72