Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности молодёжи, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом среди молодого поколения. Изменения в способе организации общества всегда тесно взаимосвязаны с изменениями образцов и моделей в нормативной культуре. Отсюда возникает целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, что вызывает бурные споры и неординарность оценок.
Резко сменились ценностные ориентации подростков. Сегодня ведущими интересами у подростков стали спорт, мода, музыка. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы.
Основные задачи исследования:
1. изучить историю молодежных субкультур как социального явления;
2. рассмотреть особенности молодёжных субкультур.
История молодежных субкультур как социального явления
Понятия «молодежная субкультура» и «субкультура», которые возникли в социальных науках, в настоящее время стали частью общественного сознания. Подростки и молодые люди на себя примеряют различные субкультурные маски в качестве знака взрослости. Родители в свою очередь переживают о том, что их дети, включаясь в деятельность подобных сообществ, отстраняются и отдаляются от дома. Чиновники и представители правоохранительных органов проявляют озабоченность, не оказывает ли влияние участие в субкультурах на рост криминального поведения [1].
Понятие «субкультура» происходит от латинского «sub» — под и cultura — культура. Другими словами, субкультура — это «подкультура», которая является частным случаем в отношении к обычной культуре. В большинстве случаев данное слово употребляется в отношении объединений молодежи. Несмотря на большую распространенность и кажущуюся на первый взгляд простоту разные авторы в понятие «молодежные субкультуры» вкладывают разные значения. Необходимо проводить разграничение субкультуры и молодежных сообществ самого разнообразного вида.
Молодежные субкультуры представляют собой сообщества, которые обладают достаточно разработанными системами отличительных признаков: самоназванием, обычаями, нормами, системой ценностей, имиджем, эстетическими предпочтениями и стилем поведения.
Понятие «молодежные субкультуры» представляется частным случаем более широкого понятия «молодежные сообщества». В число сообществ непосредственно входят группы разных типов — досуговые объединения, дружеские компании, учебно-трудовые коллективы и т.д. Границу относительно субкультур, которые разработали собственные системы символов, и «обычными» сообществами трудно уловить. Так, в качестве примера, среди большого числа похожих между собой группировок молодёжи, которые существовали в Подмосковье в 1986 году, только жителями Люберец была сформирована собственная система идентификационных признаков и они стали восприниматься в качестве субкультуры люберов.
Под молодежными субкультурами принято понимать сообщества, непосредственно связанные с досуговой деятельностью «неформальные объединения молодежи». Учебно-профессиональные сообщества в качестве субкультуры не рассматриваются, при том, что они также соответствуют понятию субкультуры. В качестве примера, студенты, которые обучаются в одном вузе, объединены большим количеством идентифицирующих признаков, однако термин «субкультура» в отношении них, как правило, не употребляется [2].
В культурологи и философии употребляется понятие «молодежная субкультура», которое претендует на обобщенное обозначение молодежи и характерной ей в целом социальности. В социологии, социальной антропологии и истории подобная обобщенная категория употребляется несколько реже, поскольку молодежные социальные структуры в реальности крайне многообразны и подразумевают индивидуальное рассмотрение.
В их современном виде молодежные субкультуры появились в середине ХХ века, вскоре после Второй Мировой войны. Их возникновение было напрямую обусловлено развитием западной цивилизации, в частности увеличением продолжительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь и ростом благосостояния [3].
Молодежные субкультуры в большей степени распространены в особенно крупных городах. Для развития субкультур наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
1. Низиков, М.А. Деструктивные субкультуры. // Мир образования - образование в мире / М.А. Низиков. - 2019. - 316с.
2. Шейко, А.О. Субкультура как стиль жизни современных молодых людей / А.О. Шейко, 2017. - 220с.
3. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2020. - 262с.
4. Бааке, Д. Молодежь и субкультура / Д. Бааке. - М.: «Мысль», 2019. - 270с.
5. Бурдеева, Н.О. «Молодежная субкультура»: социологический анализ понятия // Материалы научной конференции молодых ученых АГУ «Наука. Образование. Молодежь» / Н.О. Бурдеева. - Майкоп, 2014. - 223с.
6. Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка // Вестник томского государственного педагогического университета / М.М. Гогуева. - Томск, 2020. - 259с.
7. Резухина, Е.В. Подростковые и молодежные субкультуры: психологический аспект / Е.В. Резухина. -М.: Модек, 2014. - 360с.
8. Журавлёв, А.Б. Подростковые субкультуры. // ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» / А.Б. Журавлев, А.И. Казаченко. - 2018. - 246с.
9. Шулдик, Г.О. Субкультура в подростковом возрасте / Г.О. Шулдик, 2019. - 468с.
10. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. М.: ОГИ, - 2014 - 286с.