Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в современном мире все больше усиливаются интеграционные и глобализационные тенденции, которые находят свое отражение в высокоинтенсивном взаимном обмене объектами международных экономических отношений между странами. Международная торговля представляет собой внешнюю торговлю всех стран мира и характеризуется потоками экспорта и импорта.
Межстрановая торговля позволяет получить выгоду в виде определенной разницы между высокой мировой ценой и более низкой внутренней ценой, а также в виде разницы между издержками производства внутри страныи импортируемой продукции.
Актуальность и важность рассматриваемой проблематики обусловлена происходящими в мире процессами. Постепенно степень взаимозависимости национальных экономик возрастала и достигла такого уровня, что глобализация стала прогрессивной ступенью развития мирового хозяйства, в рамках которого уже сложно найти страну, не участвующую в данном процессе. Россия, являясь неотъемлемым субъектом мирового хозяйства, не осталась в стороне.
Внешняя торговля Российской Федерации в наибольшей степени ориентирована на сырьевые рынки. К сожалению, такое развитие привело к вытеснению России с международных рынков готовой продукции, в первую очередь, приборостроительной, машиностроительной промышленности и других наукоемких отраслей. Эту ситуацию усугубило преобладание неконкурентоспособных методов организации производства и технологий.
Сегодня внешнеэкономическая деятельность в РФ переживает непростой период. Это связано с усилением либерализации экономики и приведением российского законодательства, которым должны соответствовать требованиям международного законодательства в условиях вступления России в Всемирную торговую организацию.
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
1.1.Основы госрегулирования международной торговли в России
Государственное регулирование международной торговлия является частью системы госрегулирования экономики страны и должно быть интегрировано в макроэкономическую политику государства. В самом общем виде понятие госрегулирования международной торговли можно определить как систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на совершенствование международной торговли в интересах национальной экономики. В соответствии с федеральным законом от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность представляет собой внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
В свою очередь, внешнеторговая деятельность (ВТД) – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью3 . В итоге, с учетом норм законодательства и результатов научных исследований, внешнеэкономическая деятельность может быть условно разделена на две основные формы – внешнеторговую и иные формы внешнеэкономического сотрудничества, которые, в свою очередь, также можно классифицировать на инвестиционную, валютно-кредитную, научно-техническую и т. д.
Сладкова А.А. указывает, что механизм госрегулирования внешней торговли состоит из двух составляющих: институциональной и функциональной. В свою очередь, институциональная представляет собой систему госструктур, которые уполномочены на принятие решений и выработку мер по регулированию внешнеторговой деятельности.
Выделение внешней торговли в качестве отдельной формы внешнеэкономической деятельности обусловлено тем, что международные торговые отношения занимают доминирующее положение в структуре ВЭД практически каждой страны, однако и недооценка иных форм имеет крайне негативные последствия, например, в отношении привлечения иностранных инвестиций.
Имеются и другие варианты классификации форм осуществления внешнеэкономической деятельности, признаками которых, например, могут выступать направления ВЭД и формы ВЭД.
Однако, в целом, подобного рода деление не противоречит информации, представленной выше, а лишь расширяет, детализирует, либо, напротив, агрегирует ее. В законодательстве России также отражены все перечисленные формы (либо в прямом выражении, либо косвенно). В итоге, можно выделить основные формы, которые встречаются практически у всех исследователей: внешнеторговая, инвестиционная, кооперация, денежно-кредитная и финансовая (ряд авторов рассматривают финансовую и денежно-кредитную формы вместе, другие – по отдельности).
Среди основных институтов в сфере реализации политики госрегулирования ВЭД в России следует выделить Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФТС России, Россельхознадзор России (в разработке мер принимают значительно большее число органов).
Рисунок 1. Основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (составлено авторами)
В мире разработано множество методов, посредством которых осуществляется государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, что отразилось и в российском законодательств.
При этом, следует отметить, что в экспертном и научном сообществах нет единого мнения относительно классификации, поэтому приведем наиболее распространенную, представленную на рисунке 1.
Следует отметить, что в настоящее время каждая страна осуществляет различные комбинации методов госрегулирования ВЭД, образуя, тем самым, своеобразную систему, которая подвержена перманентному трансформированию и модернизации в зависимости от широкого круга факторов. В Российской Федерации активно используются все отмеченные методы, однако они разнесены по конкретным нормативным правовым актам, которые формируют определенную систему. Так, в статье 12 федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ указаны методы, получившие наибольшее распространение в мире (рисунок 2).
Рисунок 2. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
В вышеотмеченном федеральном законе указано, что государственное регулирование ВТД осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Госрегулирование ВЭД имеет значительно более широкий спектр законодательных актов, соответствующий международной практике, – в рамках ВТД, инвестиционной деятельности, международного производственного и научного сотрудничества.
Таким образом, в международной академической мысли и экспертном сообществе, а также в практической деятельности, сформирована система теоретико-методических подходов к регулированию внешнеэкономической деятельности, выработаны основные меры и инструментарий, систематизирован и проанализирован опыт.
1.2.Институциональные основы госрегулирования международной торговли в Российской Федерации
Институциональная система государственного регулирования ВЭД состоит из ряда элементов, основными из которых являются государственные институты и система нормативных правовых актов. Каждый элемент представляет собой систему, таким образом являясь подсистемой более комплексной системы госрегулирования ВЭД.
В итоге, формируется достаточно сложная конструкция с большим количеством разнообразных элементов и связей между ними, которые, особенно с учетом процесса цифровизации, расширяются и трансформируются.
Законодательство в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России имеет четкую структуру, характеризуется определенным динамизмом в зависимости от реалий настоящего времени и может быть условно разделено на следующие группы:
– международные договоры и соглашения;
– международное законодательство в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС (Союз));
– национальное законодательство Российской Федерации:
1. Указы Президента Российской Федерации;
2. Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации;
3. ведомственные нормативные правовые акты (рисунок 3).
На рисунке 3 представлена только часть нормативных правовых актов, регулирующих сферу внешнеэкономической деятельности. Так, например, деятельность таможенных органов имеет много аспектов, что подтверждается содержанием статьи 351 «Таможенные органы, их задачи и функции» таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), в которой отражены функции таможенных органов в рамках возложенных на них задач и в пределах их компетенции, которые регулируются еще большим количеством нормативных актов.
Рисунок 3. Основные нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1–1. С. 77–85.
2. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf (доступ свободный).
3. Сладкова А.А. Некоторые особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2020. № 2 (62). С. 136–141. https://core.ac.uk/download/pdf/328803019.pdf.
4. Грищенко Р.С. Направления и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // материалы I Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Внешнеэкономическая деятельность: таможенный аспект» (Новосибирск, 22–23 октября 2019 г.). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. – С. 38–42.
5. Аль Хумсси Ахмад, Чаплюк В.З. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Сирии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015)
6.Страхова Е.Н. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности России: методологические подходы к динамическому анализу развития // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – С. 155– 168.
7. Leonidou L., Samiee S., Geldres-Weiss, V. Using national export promotion programs to assist smaller firms' international entrepreneurial initiatives // Handbook of Research on International Entrepreneurship Strategy: Improving SME Performance Globally. 2016/12/31. https://www.researchgate.net/publication/301502903_Using_national_ex port_promotion_programs_to_assist_smaller_firms'_international_entrepreneurial_init iatives.
8. Freixanet J. Export promotion programs: Their impact on companies’ internationalization performance and competitiveness // International Business Review 21 (2012) 1065–1086.
9. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf.
10. Коварда В.В. Перспективы развития системы цифровой прослеживаемости товаров в императиве повышения уровня национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – Т. 17, № 1. – С. 95–125.
11. Пустохина И., Пустохин Д. Цифровизация логистики в России: реальность, проблемы и ближайшие перспективы // Логистика. – 2019. – 11. https://www.researchgate.net/publication/341579289_CIFROVIZACIA_LOGISTIKI _V_ROSSII_REALNOST_PROBLEMY_I_BLIZAJSIE_PERSPEKTIVY.
12. Гвилия Н.А., Парфёнов А.В., Шульженко Т.Г. Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики // Управленец. 2019. Т. 10. №1. С. 40–51.