Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В целях эффективного расходования бюджетных средств на нужды государственных и муниципальных учреждений была создана система закупок.
Начальная максимальная цена контракта – это один из инструментов, который позволяет достичь эффективного расходования бюджетных средств при его правильном расчете.
Актуальность темы государственных и муниципальных закупок обусловлена тем, что значительная доля денежных средств в государстве приходится на закупки.
Для осуществления своих полномочий органы государственной и муниципальной власти, бюджетные учреждения сталкиваются с необходимостью различного ресурсного обеспечения, что обуславливает наличие системы закупок. Все органы власти выступают в роли заказчика тех или иных работ, товаров или услуг.
Одна из проблем, которая стоит перед государством – это развитие механизмов рыночных отношений, поэтому процесс организации закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвергается частыми изменениями, совершенствованию, а также общественному обсуждению.
Какие-либо действия, связанные с данным процессом направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств, что впоследствии влияет на развитие экономики.
Цель – выявить особенности обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Задачи:
определить понятие и сущность обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
изучить цифровизацию обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Объект нормативно правовая база сферы ГЧП. Предмет особенности обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
1. Понятие и сущность обоснования начальной (максимальной) цены контракта
Основным законом, который регулирует контрактную систему на данный момент, является вступивший в силу с 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Одно из основных новшеств, который внес данный закон – повышение эффективности распределения бюджетных средств. Таким образом, за заказчиком закрепляется обязательство обоснования начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) .
НМЦК – это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, приглашение принять участие в закрытой закупке. Введение обязательства обосновывать НМЦК принесло за собой ряд проблем, которые не решены по сегодняшний день. Закон №44-ФЗ закрепляет пять методов определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком :
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
Нормативный метод;
Тарифный метод;
Проектно-сметный метод;
Затратный метод.
Самым распространённым из вышеперечисленных методов обоснования НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен. Данный метод заключается в том, что заказчик устанавливает стоимость на товар, работы, услуги на основании цен с идентичными или однородными товарами. Один из способов получения цен на товар, работы, услуги заказчиком при методе сопоставимых рыночных цен – это запрос коммерческих предложений у поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На данном этапе возникает следующая проблема: не все поставщики готовы данные коммерческие предложения предоставить. Поставщиками (подрядчиками, исполнителями) это обосновывается тем, что они не собираются участвовать в торгах, а собрать коммерческое предложение - трудозатратный процесс, который никак не компенсируется заказчиком. Соответственно, возникает проблема того, что заказчику необходимо собрать минимум пять коммерческих предложений, сбор которых не представляется возможным.
Для решения данной проблемы необходимо на законодательном уровне обязать поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять коммерческие предложения при их запросе заказчику. Заказчик также может провести самостоятельный поиск ценовой информации при методе сопоставимых рыночных цен в реестре контрактов, заключенных ранее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 08.04.2013 г. №44-ФЗ: // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - №14. – Ст. 1652.
3. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567. // Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70373958/#review.
4. Ахматов Х.А., Коновалов О.А. Анализ влияния изменений условий и порядка проведения электронных торговых процедур на методологию обоснования начальной максимальной цены государственного контракта // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 1 (47). С. 65-71.
5. Ваучский А.Н. Воссоздание системы ценообразования при строительстве судов с использованием бюджетных средств // В сборнике: Совершенствование ценообразования, определения трудоемкости и нормирования труда в судостроительной промышленности. Промежуточные итоги и перспективы. Сборник трудов научно-практической конференции, посвященной памяти директора ОНТЦ «Румб» В.С. Пастернака. Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России; Акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта». Санкт-Петербург, 2021. С. 56-60.
6. Гадаев Р.Ш. Модели формирования договорной цены на подрядных торгах // В сборнике: механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства. сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет». Махачкала, 2021. С. 48-51.
7. Гостева К.А. Формирование методической основы экспертизы расчетов начальной цены строительных контрактов // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 12. С. 1276-1282.
8. Дунаева А.Л. Обоснование начальной максимальной цены контракта: проблемы и пути их решения // В сборнике: Молодежная наука. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 148-150.
9. Загорский И.О., Ланюгова А.Э. Анализ обоснования начальной (максимальной) цены контракта услуг перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в г. Хабаровске // Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12. № 3. С. 48-53.
10. Мушта С.А., Ярошенко Е.А. Формирование начальной максимальной цены контракта в рамках стоимостного инжиниринга // В сборнике: экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 123-127.
11. Фомченков А.А. Формирование экономически обоснованной начальной максимальной цены контракта как эффективный способ борьбы с коррупцией в сфере закупок // Прокурор. 2016. № 4. С. 24.