Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи. В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека.
Этикет является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания. Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.
Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.
Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит, и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».
Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.
Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.
Цель данной работы дать характеристику социально-исторических аспектов этикета.
1. Исторические аспекты этикета
Большинство книг по деловому этикету сегодня написаны для бизнесменов и предпринимателей. Но правила этикета касаются не только тех людей, чья профессия связана с деятельностью по получению прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Требования делового этикета распространяются и на другие сферы профессиональной деятельности.
Правила этикета формировались и выкристаллизовывались на протяжении многих столетий. Их целесообразность, конечно, во многом определялась запросами правящих слоев общества. Но фактически этикет возник еще в первобытном обществе и лишь впоследствии развился и формально утвердился как придворный церемониал. В Древнем Риме даже к верховным правителям обращались без особого чинопочитания, например, любой гражданин мог запросто окликнуть Юлия Цезаря: «Цезарь!» Но Цезарь был все-таки Цезарем — великим государственным деятелем и полководцем. А многим другим монархам явно не хватало личной смелости, ума и умения руководить» Чтобы поднять авторитет своей власти, они ввели специальные церемонии и титулы, обязательные в обращении к знати.
Правила этикета, как и любые правила, возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым. Так, правило, обязывающее мужчину или подростка придерживать двери, когда идет женщина, ребенок или пожилой человек, основано на таком благородном свойстве человеческой души, как забота сильного о слабом .
Одним из первых сборников правил хорошего тона является книга Петру со Альфонса «Дисциплина клерикалис», изданная в Испании в 1204 году. В XVIII — XIX вв. о правилах общественного поведения появилось много литературы. Хорошо известны усилия Петра I по насаждению европейских манер в среде русских дворян. Для него установление внешней культуры было непременным условием для распространения цивилизованности, наук,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басманова Э. Б. Визитная карточка: история и современность / Э. Б. Басманова. М. : Новый хронограф, 2010. 104 с.
2. Василенко, И. А. Международные переговоры : учебник для магистров / И. А. Василенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 486 с.
3. Камалов М.Н. Техники переговоров: тренинги и мастер-классы для индивидуального и группового обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 316 с.
4. Капкан, М. В. Деловой этикет : учеб. пособие / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 168 с.
5. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2011. - 431 с.
6. Науменко Е.А. Ведение переговоров: учебное пособие. Тюмень, 2012. – 236 с.
7. Скибицкий Э. Г. Технологии профессионального обучения: учебное пособие / Э. Г. Скибицкий, Е. С. Пенчук, И. В. Баранова. Новосибирск: Изд-во Сиб. акад. финансов и банк. дела, 2012. 275 с.