Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, после зарождения рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии.
Философия и религия древнего Китая уникальны. Неслучайно философия и религия стоят бок о бок, ведь два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм - трудно отделить от религии.
Первое учение активно использовало лингвистические, этические, юридические и ритуальные условности. Второй, напротив, проповедовал освобождение от навязанных обществом условностей и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного знания.
Это два основных направления философии и в то же время, по мнению многих выдающихся ученых, это два основных верования Китая. Более того, на протяжении долгого исторического периода конфуцианство и даосизм были доминирующими религиями в Китае. И в этом смысле философия Древнего Китая уникальна.
Древнекитайская философия очень специфична. Это определяется, прежде всего, его подчинением политической и нравственной практике. В нем доминировали вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, официальным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. «Знание - действие - нравственность» - эта цепочка в Древнем Китае была одним из основных направлений философствования.
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего зарождения и развития не испытывала значительного влияния каких-либо других, некитайских, духовных традиций. Это совершенно независимая философия, максимально отличная от европейской.
1. Особенности развития философии в Китае
Специфика китайской философии напрямую связана с ее особой ролью в острой социально-политической борьбе, развернувшейся в многочисленных государствах Древнего Китая в периоды «весны и осени» и «враждующих государств». Развитие общественных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри правящих классов. В Китае не было четко выраженного разделения труда между политиками и философами, что привело к прямому, прямому подчинению философии политической практике.
Философы, основатели и распространители различных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представляющие очень влиятельную социальную систему, часто были министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, взаимоотношений между разными классами и социальными группами населения в обществе заняли доминирующее место в китайской философии и определили чисто практический подход к жизни общества. Вопросы социального управления, взаимоотношений между различными социальными группами - вот что в первую очередь интересовало философов древнего Китая. Еще одна особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за редким исключением, более или менее адекватного выражения в философии, поскольку философы, как правило, не считали это необходимым. обратиться к материалам естествознания [7].
Изолированность китайской философии от конкретного научного знания сузила предмет ее изучения. Изолированность древнекитайской философии от естествознания и отсутствие разработки вопросов логики - одна из основных причин того, что формирование понятийного аппарата шло очень медленно. Для большинства китайских философских школ метод логического анализа оставался практически неизвестным.
Формирование китайской философской школы
В VII-III вв. до н.э. в идеологической жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предыдущего периода, и которые были вызваны серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае произошли серьезные экономические и социальные изменения, вызванные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, использованием новых, железных орудий труда и орудий труда в сельском хозяйстве и промышленность, совершенствование методов обработки почвы.
Глубокие потрясения в политике - распад древнего государства, которое было единым и усиление отдельных королевств, острая борьба между большими королевствами за гегемонию - нашли отражение в достаточно бурной идеологической борьбе различных философских, этических и политических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии. Потомственное дворянство по-прежнему цеплялось за религиозные представления о «небе», «судьбе», хотя и несколько видоизменяло их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, противостоящие племенной аристократии, выдвигали свои взгляды, противодействуя вере в «небеса» или вкладывая совершенно иной смысл в понятие небесной судьбы. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти «идеальный закон» управления страной, разработать новые правила взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить место человека, страны в окружающем мире, и определяют отношения человека к природе, государству и другим людям [5].
Подлинный расцвет древнекитайской философии приходится именно на период VI-III веков. До н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в данный период появились такие произведения философской и общественной мысли, как «Дао дэ цзин», «Лунь-юй», «Мо-цзы» и другие. Именно в данный период произошло формирование китайской философской школы даосизма, которая затем оказала огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в данный период возникли те проблемы, те концепции и категории, которые далее стали традиционными для всей последующей истории китайской философии до наших дней.
Фрагмент для ознакомления
3
здействия.
Список литературы
1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: АСТ; Астрель, 2015. - 416 с.
2. Антология мировой философии. Древний Восток. - М.: Харвест, АСТ, 2018. - 992c.
3. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. - М., 2016. - 498с.
4. История китайской философии: пер. с. кит. / М.Л. Титаренко. - М.: Прогресс, 201 - 552с.
5. Карапетьянц А. М. Древнекитайская философия и древнекитайский язык // Историко-филологические исследования. М., 2015 – 316с.
6. Колпакова, О.В. Древний Китай / О.В. Колпакова. - М.: Белый город, 2016. - 467c.
7. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй»). - М., 2015. - 596с.
8. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: учебник / А.Е. Лукьянов. - М.: Радикс, 2014. - 212с.
9. Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. вузов/ Чанышев А.Н. - М.: Высшая школа, 2013. - 703с
10. Философия древнего мира и средник веков: учеб. пособие для вузов/ В.Т. Звиревич. - М.: Академический Проект, 2014. - 416с.
11. Философия: учебник / под. ред. проф. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2012. - 655с.
12. Философия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2012. - 704с.