Фрагмент для ознакомления
2
арушением речевого дыхания, силы и выразительности голоса, фонематического слуха, темпа и ритма речи.
Если не работать над развитием данных компонентов речевой системы, это в дальнейшем может отразиться на результатах обучения в школе: невнятная, гнусавая, монотонная, неритмичная речь препятствует осмыслению прочитанного текста, приводит к невозможности звуко-слогового анализа слов, является причиной возникновения речевых запинок и заикания.
Именно поэтому при речевых нарушениях уместно применение музыки как нетрадиционного метода терапевтического воздействия на речевые недостатки детей-логопатов.
Обновление современной системы дошкольного образования, в настоящее время сопровождается поиском путей совершенствования содержания форм, методов воспитательной - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов проведения.
Но обилие нестандартных форм и частота переключения между разными видами деятельности становится дополнительной нагрузкой на психику ребенка, который уже вовлечен в занятия с логопедом, то есть загружен сильнее, чем сверстники.
Поэтому в соответствии с идеями здоровьесбережения представляется возможным органично включать логопедические элементы в привычные режимные моменты ребенка-дошкольника (игра, занятия, рисование и пр.). Безусловно, это требует от логопеда и других специалистов активной работе в контакте и тщательного отслеживания эффективности занятий [4, 78].
Учеными Психологического института РАО было установлено, что дыхание - наиболее важный для жизнедеятельности организма физический фактор, тесно связан с психологическими факторами (эмоции, мотивация, самосознание).
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Можно сказать, что основные виды речевой деятельности, тесно связанные с контролем дыхания, это чтение стихов и пение. Большинство детских песен и стихов состоит из простых часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком являются повторы.
Во время их воспроизведения в игре происходит осознанная работа артикуляционного аппарата, что позволяет развить четкость дикции ребенка. Дети овладевают ритмическим строем языка, проговаривая каждый слог.
Возможно включить дыхательные упражнения и в другие виды деятельности (досуг, рисование). Учим детей делать глубокий вдох и плавный выдох. В игре «Ветерок» один ребенок в центре круга с зонтиком, Дети дуют на него, по окончании музыки ребенок поднимает зонт (от сильного ветра) [3, 132]. Классическим упражнением на развитие дыхательной системы является выдувание мыльных пузырей.
Виды повседневной логопедической работы:
а) дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
б) звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 мин.
в) звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 мин.
г) звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 мин.
д) голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
е) психологические тренинги.
С точки зрения здоровьесбережения, такие занятия являются очень важными для логопедического развития ребенка. Во-первых, в сознании дошкольника они связаны с игрой, а не с атмосферой логопедического занятия, то есть устраняется ожидание неудачи или негативный эмоциональный настрой. Меньшим становится и утомление в ходе занятий.
Во-вторых, дыхательные занятия, включенные в повседневные игры и бытовые моменты, могут выполняться гораздо чаще, чем вовлечение ребенка в полноценное логопедическое занятие, что создает системность и частотность повторения упражнений, и в комплексе дает лучший прогресс в работе с дефектом.
Обобщая, можно отметить, что совместные коррекционные занятия, помогают с одной стороны, устранять нарушенные речевые функции, а с другой - развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Система здоровьесбережения предъявляет следующие требования к
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гродина Т.Ф. Опыт создания лекотеки на базе ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - № 7-1, 2018. - с. 44-46.
2. Воронова А.Е. Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.
3. Ершова Е.Ю. Без паники! Что делать, если ребенок не говорит. – М.: МИФ, 2020. – 264 с.
4. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и техник работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном, 2019. – 216 с.
5. Косенко Ю.Е. Логоритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - № 1, 2017. - с. 74-76.
6. Леонова С.В. Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей // Специальное образование, ч. II, № XI, 2015. - с. 190-194.
7. Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.