Фрагмент для ознакомления
2
Говоря про онлайн-бизнес, нужно иметь в виду, что степень «виртуализации» проекта бывает различной. Рассмотрим интернет-магазин. В случае минимальной виртуализации у него есть «онлайн-витрина» с данными о товарах, ценами и контактами менеджера по продажам. Второй вариант, когда выбор товара, расчет стоимости, заполнение квитанций и т. д. происходит прямо на сайте. В офлайне остается логистика, бухгалтерия и буквально несколько процессов.
Согласно определению компании IBM (IBM, http://www.ibm.com/e-business/info), интернет-бизнес - это преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий. То есть интернет-бизнесом можно назвать любую деловую активность, в которой используются возможности Сети для получения прибыли. Наиболее жизнеспособной моделью является интеграция внутренней информационной системы с интернет-решением. Иначе говоря, должна существовать отлаженная информационная инфраструктура как внутри компании, так и вне ее, а также механизм обмена данными между этими двумя системами.
Использование ресурсов Интернета позволяет усовершенствовать обслуживание клиентов, организовать новый канал продаж, представить большой массив информации, снизить расходы на содержание бизнеса совершенно в любой сфере. Кроме того, Интернет обладает уникальной функцией сбора статистики: в распоряжении маркетологов десятки параметров (динамика посещений, географическая сегментация, время пребывания на сайте и т. д.), возможность проследить поведение каждого отдельного посетителя (покупателя), управлять деятельностью в режиме онлайн.
Свыше 60% российских предпринимателей занимаются онлайн-продажами своих товаров и услуг. Об этом свидетельствуют данные опроса 800 владельцев бизнеса со всей страны в возрасте от 18 до 60 лет, который провел сервис аутсорсинга бухгалтерии "Кнопка" [https://tass.ru/ekonomika/11119539?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru].
"В ходе опроса 61,6% респондентов сказали, что продают товары и услуги через интернет (имеют собственный сайт или интернет-магазин). Стоит отметить, что женщины (65,3%) чаще, чем мужчины (59%) выбирают онлайн в качестве канала продаж", - говорится в материалах исследования, которые имеются в распоряжении ТАСС. Онлайн-продажами чаще всего пользуются в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
При этом 28,5% российских предпринимателей ответили, что собираются заняться продажей своих услуг через интернет в перспективе, а 10% вообще не хотят переходить в онлайн. Респонденты, которые до сих пор не используют интернет для продажи товаров и услуг, считают, что офлайн-бизнес отнимает слишком много времени и ресурсов, или специфика их дела позволяет обойтись без этого. Некоторые бизнесмены из этой категории просто не умеют продавать в интернете и не знают с чего начать. "В основном продажи через интернет обходят стороной респонденты в возрастной категории 45-60 лет (48,5%). Так, 92,3% опрошенных этого возраста уверены, что их бизнес не нуждается в онлайн-продажах", - уточняется в материалах исследования.
Больше половины опрошенных (50,4%) используют онлайн-инструменты для продвижения дела: таргетинг, контекстную рекламу, социальные сети, размещение на онлайн-картах. Еще 19,2% респондентов предпочитают действовать традиционными методами и привлекают клиентов в офлайне: через билборды, баннеры, листовки и другие способы. В ценность офлайн-рекламы больше всего верят опрошенные в возрасте от 18 до 24 лет (31,4%) и предприниматели из группы 45-60 лет (21,8%). При этом 26,3% бизнесменов используют оба варианта продвижения, добавляется в исследовании.
В основе любого бизнеса лежат специфические модели. Они разъясняют, как компания делает деньги, детально показывая ее местоположение в цепи возникновения стоимости. Классификаций и описаний моделей онлайн-бизнеса достаточно много, мы предлагаем опираться на вариант Майкла Рэппа (Michael Rappa), профессора университета штата Северная Каролина (США). Он выделяет девять бизнес-моделей: посредническая, рекламная, информационная, торговая, производственная, партнерская, комьюнити, подписная и «по потреблению». Все они реализуются различными способами, могут сочетаться друг с другом. Наиболее популярна на рынке — посредническая.
Роль посредника — свести продавца и покупателя, содействовать сделке. Посреднический бизнес существует как в секторе B2C, так и в B2B, C2C. Прибыль идет за счет гонораров или комиссионных за каждую транзакцию.
К посреднической модели относятся:
• биржи (Marketplace Exchange) — предлагают полный ассортимент услуг, охватывающий весь процесс сделки;
• торговые посредники (Buy/Sell Fulfillment) — принимают заявки на покупку или продажу товаров и услуг;
• системы сбора заявок (Demand Collection System) — патентованная «назови-свою-цену» модель;
• аукционный посредник (Auction Broker) — поддерживает аукционы продавцов;
• платежный посредник (Transaction Broker) — обеспечивает проведение платежей между покупателями и продавцами третьей стороной;
• дистрибьютор (Distributor) — каталог, поддерживающий связи между производителями продукции, оптовыми и розничными покупателями;
• агенты по поиску (Search Agent) — ПО или «роботы» для определения наличия и цены по товару или услуге;
• виртуальный рынок (Virtual Marketplace) — хостинг-сервис для онлайн-торговли.
2. Важным моментом является управление сетевой организацией. Перечислить основные группы и привести пример информационных система управления такими организациями, в частности интранет-системами.
Сетевые формы организации могут создаваться на основе различных типов сетей. Поэтому необходимо рассмотреть их классификацию:
· корпоративные сети (Интранет),
· сети делового партнерства (Экстранет),
· глобальные сети ( Интернет),
Интранет-системы предназначены для поддержки бизнес-процессов внутри корпорации, а Экстранет - для организации эффективного взаимодействия с бизнес-партнерами.
Интранет или интрасеть - это внутрення компьютерная сеть организации, работающая по Интернет-протоколу TCP/IP. Сети интранет появились в связи с тем, что Интернет-технологии получили широкое распространение в повседневной работе многих компаний и организаций. Так как все сотрудники компаний уже умеют пользоваться браузерами, поисковыми системами, электронной почтой в Интернете, то появилась идея внутренние сети компаний построить по технологиям Интернет. Эта идея имела несколько преимуществ по сравнению с ранее использовавшимися технологиями:
• не требуется приобретать новое программное обеспечение. Одни и те же программы служащие могут использовать и для работы в Интернете, и в интранете;
• не требуется использовать специальное программное обеспечение для сопряжения в одной сети компьютеров с различными платформами и операционными системами - технологии Интернет являются платформо-независимыми;
• появилась возможность автоматизировать обновление служебной документации компании, путем ее опубликования на внутреннем web-сервере интрасети;
• появилась возможность иметь обратную связь - легко создавать статистику посещения web-сервера сотрудниками компании для получения новых версий документов;