Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Совершенствование модели государства напрямую связано с целым рядом проблем, к которым относятся проблемы централизма, демократии и децентрализации в их конституционно-правовом преломлении, пожалуй, наиболее актуальны для любых современных стран, независимо от их размеров.
Теоретический анализ различных моделей государства осуществлялся достаточно давно, что привело к их разнообразию. Наиболее известными моделями являются контрактное государство и эксплуататорское государство. Тем не менее, в реальной жизни чаще всего можно встретить именно смешанные модели.
В рамках данного исследования особое внимание уделено анализу таких моделей, как «постконституционный договор» или «производящее государство» и «консенсусный договор».
Цель работы. Анализ моделей государства: «постконституционный договор» и «консенсусный договор».
Задачи:
Рассмотреть особенности рынка в рамках «постконституционного договора»;
Рассмотреть как «производящее государство» воплощено в «постконституционном договоре»;
Рассмотреть «консенсусного договора»;
Сравнить «государство защищающее» и «государство производящее».
1. «Постконституционный договор»
1.1. Рынок
Если индивидуальные права четко определены и повсеместно признаны всеми сторонами, у индивидов появятся мотивы к добровольному началу обмена такими товарами и услугами, которые возможно полностью или почти полностью разделить между отдельными лицами или малыми группами. Иными словами, рынки возникнут более или менее спонтанно в результате эгоистичного поведения индивидов, и этот результат станет выгоден всем членам общества. Потенциальные доходы-от-обмена будут полностью получены, и все индивиды окажутся богаче, чем они были бы, оставаясь в первоначальном постконституционном положении с четко определенными наборами располагаемых благ и способностями, что закреплено в структуре юридически очерченных прав человека и собственности. Суть учений философов-этиков XVIII века (особенно Мандевиля, Юма и Смита) состоит в открытии и применении ими этого простого принципа, который по-разному разрабатывается в современной экономической теории, принципа, прямо или косвенно служащего основой при формировании институтов, инициировавших экономическое развитие Западного мира в период пост-Просвещения . Двусторонние договоры, являясь основной чертой спонтанного и эффективного рыночного устройства, способствуют снижению издержек по достижению согласия, или трансакционных издержек, до минимального уровня. Сделка заключена, когда определены ее условия и явно только два индивида должны договориться. К тому же, факт, что двухсторонние акты обмена объединяются в сеть альтернативных вариантов, скорее облегчает, нежели тормозит согласование условий. Рост числа акьов обмена расширяет потенциальные альтернативы, доступные индивидуальным покупателям и продавцам, и сужает рамки споров в каждом конкретном обмене и между конкретными обменивающимися сторонами. Особенность современной теории общественных, или коллективно потребляемых, благ состоит в попытке продемонстрировать невозможность возникновения и получения сколь-нибудь эффективных результатов рыночного процесса там, где для заключения потенциального договора необходимо одновременное согласие множества сторон. Ни одно из свойств, обеспечивающих эффективность рынков частных благ, не присутствует в модели с чисто общественными благами. Издержки по достижению согласия, или трансакционные издержки, оказываются значительно выше, поскольку большое число индивидов должно быть вовлечено в одну и ту же сделку или процесс обмена. Фактор большого числа участников сам по себе исключает потенциальные альтернативы в достижении согласия, что сужает диапазон условий возможных договоров . Зачастую основное различие в поведении индивидов при обмене частными и общественными благами демонстрируется на примере "проблемы безбилетника" ("free-rider problem"), хотя сам по себе этот термин в некотором смысле вводит в заблуждение. При простом двустороннем обмене делимыми благами каждый участник отдает себе отчет, что поведение его партнера по сделке напрямую зависит от его собственных действий. Если у вас есть апельсины, а у меня - яблоки, и я хочу заполучить несколько ваших апельсинов, то знаю, что мое желание может быть удовлетворено только посредством уступки яблок, то есть уплаты некоторой цены. Вряд ли я могу ожидать, что вы предложите мне апельсины вне зависимости от моего собственного поведения, не могу я также взять их без того, чтобы вы при этом не стали взывать к своим правам. Если я попытаюсь это сделать, либо попытаюсь нарушить договор, который заключил, мне вряд ли удастся избежать издержек, возникающих в результате разрушения механизма обмена. Никаким образом я не могу надеяться заполучить апельсины без издержек. Поведенческие установки при обмене, или
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Equality as Fact and Norm". Ethics, 81, April 1971, pp.228-40
2. Winston Bush, Lawrence Mayer. Some Implications of Anarchy for the Distribution of Property. Center for Study of Public Choice, Virginia Polytechnic Institute and State University, Blacksburg, Virginia, 1973.
3. R.A.Musgrave. The Theory of Public Finance. New York: McGraw-Hill, 1959.
4. R.A.Musgrave. "Comment". American Economic Review, 60, December 1970, pp.991-93.
5. Harold M.Hockman, James D.Rodgers. "Pareto Optimal Redistribution". American Economic Review, 59, September 1969, pp.542-57.