Фрагмент для ознакомления
2
Задание №3 на семинары по трудовому праву
Старостам собирать работы со студентов группы в виде сканов, фотографий (при рукописном исполнении), текстовых файлов. Объединять все работы полученные до контрольной даты в единый архив (rar, zip и тд.) и в контрольную дату выслать архивы на эл. Адрес:
Обязательно укажите фамилию, имя, отчество в своей работе!!!
Выполненные задания присылать в срок включительно.
Студенты, не выславшие задания в срок, получат оценку неудовлетворительно.
1. Вопросы (письменно в виде реферата):
1. Понятие охраны труда.
Норма-дефиниция находится в ст. 209 ТК РФ. Из нее следует, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в ходе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
2. Государственная политика в области охраны труда. Государственная экспертиза условий труда.
Вопросы государственной политики регулируются ст. 211-213.1 ТК РФ. Государственное управление охраной труда проводят Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. Управление охраной труда осуществляют как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов России. В некоторых случаях соответствующие полномочия делегируют органам местного самоуправления.
При этом Правительство РФ устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативно-правовых актов; устанавливает порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профсоюзов и их объединений.
Компетентные федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативно-правовые акты; мероприятия по улучшению условий и охраны труда; разрабатывают меры стимулирования деятельности работодателей в соответствующей сфере; устанавливают ключевые требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями; устанавливают порядок обеспечения работников за счет средств работодателей средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; определяют примерный перечень, формы информационных материалов и рекомендации по их размещению работодателями в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда; устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда, порядок осуществления государственной экспертизы условий труда и в случаях, предусмотренных ТК РФ, проводят указанную экспертизу; есть и другие полномочия, определенные ТК РФ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию на территории субъекта России государственной политики в области охраны труда; разрабатывают госпрограммы субъекта РФ по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в госпрограммы субъекта Российской Федерации, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности; координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда. Есть и другие полномочия, предусмотренные ТК РФ.
Госэкспертиза условий труда проходит в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется компетентным федеральным органом исполнительной власти
Государственная экспертиза условий труда осуществляется для оценки качества проведения специальной оценки условий труда; верности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Закрепленные в законе права лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, предполагают возможность беспрепятственного (при наличии удостоверения установленного образца) посещения любых работодателей; получать необходимые материалы; проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты.
Обязанности данных лиц - составлять надлежащие заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов; обеспечивать сохранность упомянутых в предыдущем абзаце материалов.
3. Специальная оценка условий труда.
Общие положения относительно специальной оценки условий труда содержатся в ТК РФ. Специальные нормы находятся в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С учетом положений ст. 3 ФЗ по специальной оценкой понимают единый комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Нормы закона регулируют порядок проведения специальной оценки, основы деятельности соответствующих организаций и экспертов.
4. Организация и финансовое обеспечение охраны труда.
В соответствии со ст. 210 ТК РФ в сферу государственной политики входит и организация состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях. В обязанности работодателя входит непосредственное обеспечение безопасных условий труда в силу ст. 22, 212 ТК РФ. Соответственно с учетом вышесказанного финансирование охраны труда происходит за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование происходит и за счет работодателя, который непосредственно на месте обеспечивает надлежащие условия труда.
5. Правовое положение работника и работодателя в области охраны труда (ст.ст. 212, 214 Трудового кодекса РФ).
Общие положения изложены в ст. 212 ТК РФ. Специальные нормы - в ст. 214 ТК РФ.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативно-правовых актах, утверждаемых компетентным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Компетентный федеральный орган исполнительной власти помимо Правительства РФ - Федеральная служба по труду и занятности (ее называют Рострудом). Правовой статус утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 15.12.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
Соответствующие нормативные требования обязательны для исполнения как физическими, так и юридическими лицами.
Обязанности работодателя утверждены ст. 214 ТК РФ (им соответствуют надлежащие права работников), вот наиболее важные из них для обеих сторон правоотношений:
Работодатель обязан создать безопасные условия труда и обеспечить:
безопасность работников в процессе трудовой деятельности;
функционирование системы управления охраной труда;
соответствие рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда;
систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда;
надлежащий режим труда и отдыха работников;
приобретение за счет собственных средств и выдачу надлежащих средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
оснащение средствами коллективной защиты;
обучение по охране труда;
организацию контроля за состоянием условий труда;
проведение специальной оценки условий труда;
проведение медицинских осмотров, в тех случаях, когда это предусмотрено нормативно-правовыми актами;