Фрагмент для ознакомления
2
Сначала принимается решение о проведении СЭО стратегической инициативы, в соответствии с которым проводится предварительная оценка и определяется состав и объем работ по СЭО. В частности, формулируются экологические цели по отношению к стратегической инициативе, разрабатывается набор индикаторов и собирается информация для анализа альтернативных сценариев развития. Кроме того, проводится обзор информации об окружающей природной и социально-экономической средах, оцениваются информационные пробелы и варианты их устранения, идентифицируются ключевые экологические и социально-экономические проблемы и выявляются заинтересованные стороны. Далее наступает основной этап СЭО, в котором выполняются целевой анализ (на всех уровнях, от целей и задач до мероприятий), анализ альтернатив, анализ последствий и пр. Для каждой из рассмотренных альтернатив достижения цели разрабатывается перечень мер, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую природную и социальную среду. По результатам основного этапа СЭО подготавливается предварительный отчет и организуются общественные обсуждения, после которых отчет по СЭО корректируется. После этого отчет по СЭО подается на рассмотрение уполномоченным органам власти в области охраны окружающей среды и здравоохранения, при необходимости еще раз корректируется, и окончательный вариант отчета по СЭО публикуется. Полученные результаты СЭО учитываются разработчиками в стратегической инициативе путем включения экологических приоритетов в проект инициативы, а также разработки инструментов и процедур управления воздействиями и схемы мониторинга реализации стратегической инициативы. При этом мониторинг, а также периодический анализ его результатов необходим для корректировки данного или связанного с ним документа стратегического планирования. Следует подчеркнуть, что на всех этапах проведения СЭО осуществляется взаимодействие (консультации) с заинтересованными сторонами.
Наиболее высокая эффективность СЭО достигается при условии, что оценка проводится параллельно с разработкой стратегической инициативы.
После принятия решения о необходимости проведения СЭО, следующим важным этапом является предварительная оценка и определение состава и объема работ по СЭО. Выполнение этого этапа позволяет укрупненно проанализировать масштаб предстоящей работы, чтобы выявить наиболее важные потенциальные проблемы и пробелы в исходной информации, выявить ключевые заинтересованные стороны, сформулировать экологические цели и альтернативы, идентифицировать основные последствия и в целом распределить ресурсы - то есть спланировать и структурировать процедуру СЭО.
Как правило, предварительная оценка и определение состава и объема
работ по СЭО включает в себя следующие элементы:
анализ проекта стратегической инициативы, включая структуру, содержание и описание процесса ее подготовки и принятия;
оценка контекста стратегического планирования;
определение экологических целей (подробнее в разделе 2.3.1);
определение и описание альтернативных вариантов для рассмотрения в ходе оценки (подробнее в разделе 2.3.2);
определение пространственного и временного охвата оценки;
определение основных этапов взаимодействия в ходе СЭО с разработчиками стратегической инициативы;
выявление ключевых заинтересованных сторон и проведение предварительных консультаций для информирования о проведении СЭО, выяснения степени заинтересованности в обсуждении экологических и социальных аспектов стратегической инициативы, уточнения целесообразных методов обсуждений и формирования графика их проведения;
обзор существующей экологической и социальной информации (подробнее в разделе 2.3.3);
выявление потребности в исходной информации, возможных пробелов, а также экологических проблем, имеющих отношение к стратегической инициативе;
определение подходов к сбору исходной информации, методов исследований и проведения оценки воздействий;
укрупненный анализ возможных воздействий на окружающую среду и потенциально возможных последствий (подробнее в разделе 2.3.4);
по итогам проведенного анализа и консультаций с соответствующими органами власти - предварительное определение потенциальных значимых последствий, подлежащих оценке (подробнее в разделе 2.3.4);
разработка индикаторов (подробнее в разделе 2.3.5);
подготовка отчета для этапа скоупинга;
разработка ТЗ на СЭО.
Этап предварительной оценки и определения состава и объема работ в значительной мере закладывает основу для успешной СЭО. Уже на этом этапе требуется привлечение квалифицированных экспертов, желательно с участием тех специалистов, которые будут продолжать работать над СЭО на основном этапе. Команда разработчиков СЭО может представлять собой как уже сплоченный и сработанный коллектив (например, компания, специализирующаяся в области экологического консалтинга), так и временный коллектив, сформированный подрядчиком и включающий специалистов-экологов, социологов, энергетиков, биологов и т.д.
В случае необходимости, по мере уточнения исходной информации можно вносить изменения в предварительную оценку на последующих этапах проведения СЭО.
На этапе предварительной оценки формируется блок экологических целей, которые в дальнейшем учитываются в целевом анализе. Источником постановки экологических целей могут послужить:
• сама стратегическая инициатива. Так, в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли на период до 2035 года подробно рассматривается вопрос рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ). Другим примером является Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2035 года, где прописаны вопросы энергосбережения, снижения эмиссии парниковых газов при транспортировке природного газа, снижения водопотребления и объема сброса загрязненных сточных вод и пр.
Стратегические документы более высокого уровня планирования.
Другие документы территориального и секторального планирования, в том числе региональные стратегии и политики.
Источники исходных экологических и социальных условий включают в себя:
данные государственной статистики и материалы ежегодных докладов о состоянии окружающей среды и социально-экономическом положении;
другие отраслевые стратегии и программы социально-экономического развития;
экологические и социально-экономические оценки предыдущих стратегий и программ развития;
результаты мониторинга, собранные в ходе реализации других стратегических инициатив;
доступные фондовые материалы (научные исследования, базы данных и пр.);
экспертные оценки;
консультации с общественностью и ответственными ведомствами.
При сборе информации необходимо заботиться о ее качестве, адекватности и достаточности.