Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Различные аспекты воспитанности юного поколения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, др.), психологии (A.А. Брудный, Л.C. Выготский, А.А. Леонтьев).
В том или ином аспекте проблематику воспитанности и формирования культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги-классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
В 70-80-е годы интерес к детальному изучению формирования духовно-нравственной личности резко возрос. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в ходе передачи учащимся нравственных ценностей, так и частные проблемы формирования культуры школьников разного возраста (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.).
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующими особенностями.
Произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм (личностно-ориентированное обучение) породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения моделей воспитания.
Основная часть
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность – это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное – составляет главную задачу воспитания».
В последние годы внимание педагогов и психологов обратилось на
особенности культуры, нравственности и воспитанности младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших подростков).
Младший школьник участвует в общественной жизни уже практически наравне со взрослым, с той разницей, что профессиональную деятельность для него заменяет деятельность учебная, поэтому вопрос о его воспитанности и нравственном облике стоит особенно остро.
Перед ребенком встают такие же сложные проблемы общественного взаимодействия, как перед взрослым человеком, а зачастую они кажутся даже сложнее, поскольку ребенок обладает еще достаточно скудным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
2. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
3. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт:
Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
4. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. — 64 с.
5. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. — 136 c.
6. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. — 113 с.