Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. На фоне динамичных условий жизни, развития, появления новых форм бизнеса и организаций вопрос эффективного управления персоналом стоит особенно остро.
Качества менеджера сегодня - это обобщенные, устойчивые характеристики, влияющие на его деятельность. Это сложные образования, которые зависят от многих факторов: характера, темперамента, структуры личности, ее ориентации, опыта и т.д.
Успех менеджера определяется различными качествами, которые являются профессионально важными. Сложный характер управленческой деятельности также накладывает отпечаток на личностные характеристики менеджеров.
Теоретико-методологической базой работы стали труды отечественных исследователей С.В. Кошелева, Л.Г. Почебут, А.А. Агапов, B.Д. Шадриков, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников , А.Л. Журавлев, А.Г. Ковалев, Р.Л. Кричевский.
Предметом исследования являются личностные особенности руководителя проекта.
Объектом исследования является руководитель проекта, как человек, индивид, личность, профессионал.
Цель работы – определить социально - психологический «портрет» эффективного руководителя проекта.
В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:
-рассмотреть понятие современного руководителя проекта;
-изучить социально-психологический портрет современного руководителя проекта.
Практическая значимость состоит в том, что представленный в ней материал может быть использован в профессиональной деятельности психолога, для оперативной коррекции проблем в различных организациях.
1. Понятие современного руководителя проекта
Менеджер проекта - это лицо, назначенное организацией-исполнителем для руководства командой и отвечающее за достижение целей проекта. Роль руководителя проекта отличается от роли функционального менеджера или руководителя операций. Как правило, функциональный менеджер сосредотачивается на обеспечении надзора за функциональным или бизнес-подразделением, а операционные менеджеры отвечают за обеспечение эффективности бизнес-операций.
К современному менеджменту предъявляются высокие требования, он должен обладать следующими качествами: авторитет - личный и служебный; человечность; быстрая реакция; выдержка; дальновидность; умение принимать решения; инициативность; умение проникать в интересы и потребности персонала; умение мотивировать и вдохновлять; умение идти на компромисс; умение признавать ошибки; специальные знания [2, с.96].
Авторитет нужно заслужить, но важно проводить различие между личным и официальным авторитетом, поскольку между ними есть разница. Личный авторитет - это наличие ярко выраженных лидерских качеств, а официальный авторитет - это профессионализм хорошего лидера.
В менеджменте понятия лидера и менеджера часто сочетаются, хотя понятия "лидерство" и "лидер" не всегда идентичны, а суть их различий представлена неверно. В лидерстве нет ничего мистического или таинственного. Это не особая привилегия элитарного круга. Лидерство не более важно, чем управление, и одно не становится заменой другого.
Так в чем же разница между лидерством и менеджментом? Приведем простую аналогию с военной организацией: для того, чтобы армия находилась в адекватном состоянии в мирное время, достаточно грамотно выполнять административные и управленческие функции в армейской иерархии, а лидерами должны быть высшие руководители. Тем не менее, во время войны армии нужны настоящие лидеры на всех уровнях командования. Никто не будет заставлять людей вступать в бой административными методами, для этого нам нужен кто-то, кто будет вдохновлять и вести за собой солдат.
Специфические функции управления и руководства - сложные структуры и, следовательно, работа в быстро меняющейся среде - определяют их характерные виды деятельности. Менеджмент в организациях занимается управлением структурами. Она включает в себя формальные методы и процедуры управления. В отсутствие компетентного управления беспорядок охватит эти крупные предприятия таким образом, что поставит под угрозу их существование. Грамотное управление способствует основным показателям эффективности организации, таким как качество и прибыль от продукции, доля упорядоченности и последовательности. Что касается лидерства, то оно в основном связано со способностью справляться с изменениями [7, с.14].
В последние годы лидерство приобрело особое значение. Это связано с тем, что современный деловой мир характеризуется сильной конкуренцией и постоянной изменчивостью. Перед организациями стоит задача противостоять натиску таких изменений и сохранить свою конкурентоспособность в новых условиях. И чем серьезнее изменения, тем больше проявляется потребность в эффективном руководстве и лидерстве.
Лидер занимается вдохновением, а руководитель управляет, решает, контролирует производственный процесс. Поскольку основная функция лидера - быть помощником в переменах, способность стимулировать энтузиазм у сотрудников имеет особое значение. Именно он помогает преодолевать всевозможные барьеры на пути организационных преобразований. Выбор стратегического курса влияет на ход развития, а способность убедить сотрудников стать союзниками побуждает их сознательно встать на этот путь. Правильная мотивация также дает работающим людям уверенность в том, что у них достаточно сил, чтобы преодолеть все трудности. Менеджер также берет на себя контрольную функцию: сравнивает фактическое состояние организации с тем, которое планировалось, и, если есть отклонения, проводит корректирующие меры.
Реализация грандиозных планов лидеров всегда требует прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры взывают к их энтузиазму. Но этого не делается из-за того, что сотрудники вынуждены двигаться в заданном направлении, как это делает руководитель в рамках контроля. А призывы лидера дают возможность людям удовлетворить свои естественные человеческие потребности, например, такие, как стремление к достижениям в работе, желание испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда признания, желание чувствовать себя единоличным хозяином в свою судьбу и иметь возможность жить в соответствии со своими идеалами. Эти призывы глубоко проникают в сознание сотрудников и вызывают энергичный отклик [5, с.168].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анонова С. И. К вопросу об организаторских способностях менеджеров (руководителей) в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Бурятского государственного университета - 2020. - №6 – С. 35-41.
2.Куроедова Е. О. Психологические особенности успешного руководителя проекта // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология - 2015. - № 1. - С. 95-98.
3.Мумладзе Р. Г. Управление персоналом: учебник. – М.: Палеотип, 2018. – 410 с.
4.Назарова Н. Ю. Психологический портрет современного руководителя // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 6 (60) - С. 139 -141.
5.Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. – М.: Юнити, 2019. – 487 с.
6.Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 608 с.
7.Шегаев, И. С. Профессионально-личностный портрет руководителя проекта: каким ему быть? Кадровый ответ // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2020. - С. 13-15.
8.Эскиев М. А., Ялмаев Р. А. Значение и роль руководителя в деятельности организации // Молодой ученый - 2020. – № 24. – С. 625-628.