Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей познавательных процессов.
Проблема развития фантазии и творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли фантазии в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов творческого воображения. Особенно значимым становится выявление специфики фантазии и закономерностей ее становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. При этом до сих пор многие важные для понимания психологической природы фантазии вопросы остаются без ответа.
Ряд психологов отказывают ребенку в каком - бы то ни было творчестве. Они считают, что у ребенка есть только пассивная фантазия, что он может лишь слепо копировать увиденное у взрослых. В противоречие им выступают педагоги и психологи, говорящие о том, что фантазия развивается именно в дошкольном возрасте и развитие ее идет в ведущем типе деятельности – игре.
Накопленные же в психологии данные позволяют с уверенностью говорить о наличии общих закономерностей для самых различных творческих процессов, в том числе и для фантазии. Надо отметить, что именно выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения, может лечь в основу построения новых программ обучения дошкольников.
Развитие фантазии у детей дошкольного возраста
Фантазия — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека; в частности, В. Вундт говорил, что «мы должны считать все душевные явления, в которых проявляется творческая деятельность, принадлежащими к области фантазии». Стоявший на таких же позициях И.М. Розет утверждал, что «фантазия» является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин «фантазия.», как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг разделял фантазию, как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и фантазию как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о фантазии можно говорить, во-первых, в широком смысле — как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу [7]. Фантазия тесно переплетается с воображением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: Сфера, 2005. - 123с.
2. Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2017. - 209 c.
3. Бородай Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2010. - 169с.
4. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский / Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 2012. - С. 436-454.
5. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М.: ТЦ Сфера, 2018 - 228 c.
6. Жатсель, А. Воображение / Анна Жатсель. - М.: ФАИР-Пресс, 2018. - 144 c.
7. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунов. - М.: Просвещение, 2019. - 260 с.
8. Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2018. - №1 - С.24-26.
9. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2017. - С.80-100.
10. Субботина, Л. Детские фантазии. Развитие воображения детей / Лариса Субботина. - М.: У-Фактория, 2014. - 189 c.