Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях проблема правильного и грамотного построения эффективной организационной структуры приобретает особую актуальность. Предприятие должно быть способно изменять свою структуру управления, подстраиваясь под внешние и внутренние условия функционирования.
Проблема совершенствования организационных структур связана с изменениями деятельности предприятий в современном мире в виду развития информационных технологий, в большей заинтересованности работников в росте и возможностей достижение итоговых результатов, в увеличении свободных действий самих работников, участие их в принятии решений и возникающих проблем.
Исходя из этого, вопросы формирования организационной структуры в менеджменте, анализа факторов, оказывающих влияние на ее формирование, оценке ее эффективности, поиск путей совершенствования системы менеджмента в целом и организационной структуры, в частности, являются весьма актуальными.
Объектом исследования является организационная структура на примере ООО «Лана».
Предмет исследования понятие организационной структуры ее цели и этапы создания, принципы и факторы построения.
Цель данной работы заключается в изучении построения организационной структуры предприятия для повышения эффективности и повышения прибыли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, цели и этапы построения организационной структуры;
- рассмотреть принципы и факторы построения организационной структуры;
- проанализировать организационную структуру на примере ООО «Лана».
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты, нормативно-методическая база организационной структуры, монографии, учебная литература, публикации в периодической печати и Интернет.
В процессе исследования применялись следующие методы: логический, социологический, экономико-статистический.
1. Понятие, цели и этапы создания организационной структуры
Понятие «структура» означает упорядоченную совокупность элементов любой системы. Структура неотъемлемый признак любой реально существующей системы, так как именно этот атрибут придает ей целостность.
Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. К подсистемам соответственно можно отнести: структуру технологических средств, структуру управления человеческими ресурсами, структуру информационного обеспечения, структуру основных фондов, структуру оборотных средств и т.д. [9, с. 17].
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации [4, с. 191].
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности [13, с. 313].
Процесс формирования организационной структуры, по мнению многих авторов состоит из трех основных этапов [15, с. 298]:
Первый этап – формирование общей структуры. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько эта структура рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество.
Второй этап — проектирование организационных структур. Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно–целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Третий этап — оценка эффективности организационных структур. Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) (ред. от 26.10.2021 N 45-П).
Основная литература
3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. – М.: Финансы и Статистика, 2019.
4. Балашов, А.П. Теория менеджмента: учеб. пособие. М., 2019 – 315с.
5. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.
6. Мильнер, Б.З. Теория организации: Уч. / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2019. - 192 c.
7. Медведева, Т. А. Основы теории управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Медведева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
8. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 342 с.
9. Попова, Е. П. Теория организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Попова, К. В. Решетникова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 338 с.
10. Русецкая, О. В. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 391 с.
11. Репина, Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е. А. Репина. — М.: Академцентр, 2019. — 240 c.
12. Яськов, Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е.Ф. Яськов. - М.: Юнити, 2019. - 464 c
Журналы
13. Бурко, Р. А., Соколкова, В. Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 313-315.
14. Ханова Г.М. Стратегия как фактор при построении организационной структуры//Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2018. № 9. С. 128-131.
15. Шарабакина И.Н. Проблемы формирования организационных структур управления на предприятиях малого бизнеса//В сборнике: Новая реальность: экономика, менеджмент, социальные коммуникации Оформление. ФГБОУ ВО «НГПУ». 2018. С. 298-302.
16. Шивцова А.Б. Организационная составляющая механизма эффективного управления производством//Экономинфо. 2018. Т. 15. № 2. С. 20-24.