Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ 1 ,
принятой в соответствии с общенародным голосованием, Российская
Федерация признается демократическим, федеративным, правовым
государством с республиканской формой правления.
Правовое государство в качестве определенной философско-правовой
теории и практике организации политической власти, включая обеспечение
прав и свобод человека, считается одним из существенных достижений
человеческой цивилизации.
Во все времена призыва к формированию правового государства и сам
процесс создания имело место как противопоставление его в качестве
антипода деспотическому образу правления, абсолютизму и полицейскому
государству. В связи с этим наиболее оптимальные концепции правового
государства сложились в период антифеодальной борьбы буржуазии,
предложившей собственные юридические ценности против произвола со
стороны господствующих классов.
На данный период времени правовое государство признается не только
одним из наиболее существенных ценностей человека, призванных утвердить
гуманное начало, справедливость, но отдельный практический институт,
связанный с защитой и обеспечением прав и свобод, чести и достоинства
каждой личности, эффективное средство борьбы с бюрократией,
местничеством и ведомственностью, форма существования и осуществления
действительной народной власти.
В последние пару десятилетий активно ведутся разговоры о
строительстве правового государства, между тем, создается впечатление, что
не каждый осознает, что же необходимо включать в это понятие, на чем они
базируется и в чем состоит его история.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3
Для создания истинно правового государства необходимо
формирование отдельных предпосылок, самой важной из которых признается
гражданское общество, то есть сфера практической реализации индивидами
своих экономических, семейных, социальных, культурных, религиозных,
национальных и других неполитических интересов, которые находятся за
рамками государственного регулирования.
Общество в РФ еще не совсем созрело для того, чтобы обеспечить себе
условия, которые смогли бы удовлетворить свои разнообразные потребности
и интересы. Наша психология основана на том, что именно государство
обязано осуществлять заботу о благосостоянии своего народа. Между тем,
даже самое развитое государство не в состоянии предоставить своим
гражданам приемлемые блага для нормального общественного развития и
функционирования.
Вопросы правового государства весьма широко обсуждаются в
настоящее время. Главная причина подобного внимания к правовому
государству состоит не только в гуманизме самой идеи его формирования, но
и в поисках путей ее самого адекватного оформления и эффективного
осуществления.
Цель данной работы – комплексное исследование проблем и путей
формирования правового государства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1) рассмотреть понятие и предпосылки формирования правового
государства;
2) исследовать проблемы формирования правового государства в
России.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы
основной части, заключение, список использованных источников и
литературы.
4
1. Анализ проблем формирования правового государстве
1.1 Понятие формирования правого государства
Платон и Аристотель последовательно отстаивали идею о том, что
государственность вообще возможна только там, где царят справедливые
законы. Очень важным с точки зрения формирования идей, заложивших
основу теории верховенства права, был сформулированный Цицероном
правовой принцип, согласно которому "все, а не только некоторые избранные
граждане, должны подпадать под действие закона".
Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на формирование и развитие более поздних прогрессивных
доктрин о верховенстве права.
Рост производительных сил, изменения в социальных и политических
отношениях в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму
порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в
организации общественных дел. Центральное место в них занимают
проблемы правовой организации государственной жизни, которая исключает
монополизацию власти в руках одного лица или органа власти, утверждает
равенство всех перед законом и обеспечивает свободу личности посредством
права.
На современном этапе в мире утвердились две модели правовой
государственности. В континентальной Европе доминирует немецкая
конструкция правового государства. Германской юриспруденции
свойственно интерпретировать право, свободу, государство, как некие
неразрывные категории. Эта модель правового государства содержит в себе
огромный либеральный потенциал. Если немецкое правовое государство
выглядит как государство законопорядка, то англо-американская модель
предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество.
Государству в последнем случае отводится роль арбитра. Посредника,
5
который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны
все другие возможности и потребность в активных властных действиях
становится необходимостью. Причем громадную роль в рамках этой модели
играет суд, являющийся своеобразным буфером между индивидом и
властью. Здесь в общественном сознании и в правовой системе утвердился
тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция
выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям
властных структур, поскольку вероятность посягательств государства на
суверенитет личности является актуальной всегда и при любом
политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует
высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его важным гарантом
прав человека 2 .
Функционирование правового государства в эффективной форме
предполагает наличие у него равнозначного партнера, каким является
гражданское общество. Гражданское общество формирует область
абсолютной свободы частных лиц по отношению друг к другу. Оно
предстает в качестве разновидности общественного, культурного и
экономического пространства, в котором осуществляют взаимодействие
независимые индивиды, которые реализуют частные интересы и занимаются
индивидуальным выбором.
Важными факторами формирования гражданского общества являются:
1) факторы экономического характера – многоукладный характер
экономики, многообразие форм собственности, а также регулируемые
рыночные правоотношения;
2) политические факторы – это децентрализация полномочий власти,
принцип разделения властей, плюрализм в политической сфере, доступ всех
граждан к участию в делах общества и государства, равенство всех перед
законом и верховенство закона;
2 Теория государства и права: Учебник" (Цечоев В.К., Швандерова А.Р.) ("Прометей", 2017)
6
3) духовные факторы – отсутствие монополии одного мировоззрения и
идеологии; цивилизация и свобода совести.
Следовательно, гражданское общество – это комплекс отношений в
обществе, структур формального и неформального (коллективов, групп)
характера, которые объединены определенными интересами (культурными,
экономическими, этническими), призванные обеспечивать условия для
человеческой жизнедеятельности, удовлетворять и реализовывать на
практике различные интересы и потребности личности, общественных групп
помимо государственной деятельности.
Гражданское общество и правовое государство взаимным образом
дополняют друг друга и прямо зависят одно от другого. Без
сформировавшегося гражданского общества нельзя построить правовое
демократическое государство, так как именно свободные граждане в
сознательной форме могут образовать самые рациональные формы
общежития человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная и учебная литература:
1. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум
для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва: Издательство
Юрайт, 2019. — 497 с.
2. Бредихин, А.Л. Проблемы становления правового государства в
современной России / А.Л. Бредихин // Ученые записки Казанского
юридического института МВД России. - 2020. - № 5. - С. 96-100.
3. Габиева С. М. Проблемы построения правового государства в
РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 51-53
4. Еникеев Р. Н. От правовой организации общественной жизни - к
правовому государству // Журнал «Правовое государство: теория и
практика». – 2018. – 15-17
5. Жданова М.К. Проблемы развития правового государства в
современной России // Вестник науки.-2022.- № 4 С. 67-71
6. Кулешова Е.Д. Развитие идеи правового государства // Журнал
«Научное обеспечение АПК». - 2018. С. 1109-1112.
7. Новгородцев П.И. Идеал нового правового государства // Журнал
«Вестник Университета имени О.Е. Кутафина». – 2018. – С. 225-228
8. Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблемы построения правового
государства в России // Юридические науки: проблемы и перспективы:
материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Бук,
2018. — С. 23
9. Силинская Д.О. Проблема формирования правового государства
в России и пути их решения // Журнал «Актуальные проблемы уголовно-
20
исполнительной системы России в условиях реформирования». - 2018. С.
244-247.
10. Ульянов Д.В., Коробова А.П. Проблемы формирования правового
государства в Российской Федерации и пути их решения // Журнал
«Инновационное развитие». -2018. -№ 2 (19). -С. 59.