Фрагмент для ознакомления
1
1. Характеристика возрастных особенностей лиц, занимающихся основной гимнастикой и особенности подбора гимнастических упражнений для них 3
1.1. Особенности подбора упражнений гимнастического характера для детей младшего школьного возраста 3
1.2. Особенности подбора упражнений гимнастического характера для детей среднего школьного возраста 9
1.3. Особенности подбора упражнений гимнастического характера для детей старшего школьного возраста 10
1.3. Особенности подбора упражнений гимнастического характера для студенческой молодежи 12
1.4.Особенности подбора упражнений гимнастического характера для лица среднего, старшего возраста и пожилых людей 14
2. Составление и запись комплексов ОРУ с предметами 19
3.Техника выполнения и методика обучения ОРУ с гимнастической палкой 24
Литература 40
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Особенности подбора упражнений гимнастического характера для детей младшего школьного возраста
Занятия гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости при приоритете развития двигательно-координационных способностей, что особенно ценно в младшем школьном возрасте [5, 6].
Гимнастические упражнениями называются движения отдельными частями тела и их сочетания, выполняемые с различной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Они выполняются без предметов и с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками, булавами), на различных гимнастических снарядах, а также со взаимной помощью друг другу (вдвоем). Цель их – общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Общеразвивающие упражнения применяются в занятиях всеми видами гимнастики, и особенно основной. Это объясняется тем, что регулярное выполнение их способствует развитию и укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а, следовательно, всего организма человека. В результате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность организма занимающихся.
Методика проведения занятий позволяет активно и разносторонне влиять на формирование личности занимающихся в ее интеллектуальной и социально-культурной сферах, оставляя место для развития творческих начал в двигательном самообразовании, а также в оздоровительных целях.
Недооценка необходимости постоянного стимулирования эмоционального фактора является одной из причин однообразия и шаблона в проведении занятий что снижает интерес учащихся к занятиям. Эмоциональная направленность применяемых педагогических приемов способствует хорошему настроению. А хорошее настроение – залог продуктивности в любом виде деятельности.
В качестве организационно-методических приемов стимулирования эмоционального фактора, повышающего интерес учащихся к выполнению можно рекомендовать следующие:
Использование предметов (гимнастическая палка, обруч, скакалка, мяч (набивной, резиновый, теннисный), и др.
- Использование снарядов: гимнастическая скамейка, стенка, шест, длинная планка и др.
- Выполнение упражнений в форме игровых заданий
- Построение упражнений в форме соревнования:
- вставание с пола и обратно без помощи рук;
- то же, но соединение руки ( в кругу, в цель и др.);
- перешагивание, прыжки через сцепленные руки;
- передвижение (руками, ногами) находясь в упоре лежа и др.
- организация уроков-конкурсов (смотров) на лучшее (красивое) выполнение ОРУ;
- использование сюжетного названия упражнений, включение в комплекс упражнений, соответствующих по содержанию сюжету сказок, легенд, на развитие творческого мышления [2, 5].
В занятиях гимнастикой упражнения выполняются сериями, а также в виде специально составленных комплексов. Отдельные упражнения или серии из них выполняются для развития физических качеств. Комплексы общеразвивающих упражнений составляются в соответствии с различными задачами физического воспитания.
Учащиеся младших классов выявили желание заниматься на уроках физической культуры под музыку, выполнять танцевальные элементы и гимнастические упражнения с предметами, а также сочли интересным использование на уроках по физической культуре элементов художественной гимнастики с целью повышения уровня развития ловкости и гибкости.
Сетка распределения часов на учебный год
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барташевич Ю.В. Общеразвивающие упражнения с предметами. Методические рекомендации для студентов специальности 1-01 02 02-06 «Начальное образование. Физическая культура» / сост. Ю. В. Барташевич. — Барановичи: РИО БарГУ, 2010г. 40с.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений. Киев Олимпийская литература, 2002. 294 с.
3. Гимнастика. Под общей редакцией Шлемина А.М., Брыкина А.Т. М. Физкультура и спорт. 1979
4. Гимнастика: Учебник для техникумов физической культуры /Под ред. Брыкина А.Т., Смолевского В.М. – М.: Физкультура и спорт, 1985. 368 с
5. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Методическое пособие. М. Издательство НЦ ЭНАС. 2003. 184 с
6. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. Учебно-методическое пособие. М., Физкультура и спорт. 1976.168 с.
7. Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнений /Л.А. Смирнова.М.: Академия.2017.
8. Терминология, средства и методика обучения строевым, общеразвивающим и прикладным упражнениям. Гузов Н.М., Маркович М.Н., Учебно-методическое пособие. Витебск. 2022.
9. Юшковская Т.И. Общеразвивающие упражнения: Учебно-методическое пособие. Витебск. УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2021.62 с.