Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В процессе формирования российского правового государства неизменно повышается роль и значение институтов гражданского общества, развиваются и укрепляются общественные структуры, формируются общественные отношения, основанные на конституционном принципе политического многообразия.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Социальная активность населения в первую очередь проявляется через участие в различных общественных формированиях.
В условиях демократии, идеологического и политического плюрализма невозможно представить себе развитие политического процесса без участия неправительственных некоммерческих объединений, без учета их мнений и интересов. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на объединение, гарантирует свободу их деятельности. Основной Закон государства устанавливает важнейшие принципы создания и деятельности, а также формы ответственности общественных объединений.
Предметом работы является исследование правовых актов Российской Федерации в сфере регулирования конституционного права на объединение негосударственных объединений на современном этапе, комплексный анализ правового положения и конституционного статуса общественных объединений.
Целью настоящей работы является выявление правовой природы конституционного права на объединение и механизма его реализации, выявление проблем в действующем законодательстве об общественных объединениях.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль общественных объединений в формировании гражданского общества РФ;
- раскрыть проблемы большинства общественных организаций.
1. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества РФ
В науке конституционного права, учитывая большое разнообразие общественных объединений, а также неоднозначность законодательного подхода к регулированию статуса некоторых из них, существует множество субъективных классификаций общественных объединений.
Так, Авакьян С.А., определяет общественные объединения как «существование обособленных от государства самодеятельных и самоуправляемых (самоуправляющихся) форм объединения граждан с целью удовлетворения их общих интересов (запросов) как внутри объединения, так и для достижения его целей во внешней среде с помощью методов и средств, отвечающим природе объединения и которые не противоречат закону» .
При этом Грачевым В.С. общественные объединения делятся «на действующие в социальной, экономической, культурной и политической сфере» .
Следует учитывать, что общественные объединения имеют статус юридического лица и имеют право на распространение информации о своей деятельности, принимать участие в митингах, информировать через СМИ о проведенной работе и просто объявлять о себе .
Основной фундаментальный аспект функционирования общественных объединений заключается в активном контроле работы государственных органов через их участие в выборах в органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, а также путем проведения демонстраций, митингов и собраний в поддержку своего мнения и инициатив. Таким образом, данные объединения используют свободу и широкие политические права .
Термин «общественный контроль» в науке также не имеет однозначной трактовки. Например, Зубарев С.М. формирует понимание общественного контроля как «комплексная деятельность уполномоченных субъектов гражданского общества, направленная на установление соответствия деятельности органов публичной власти нормативным правовым стандартам и корректирование выявленных несоответствий посредством направления обращений в уполномоченные на то органы либо посредством формирования общественного мнения» . В свою очередь Кулешовой Н.Н. общественным контролем определено «негосударственную форму контроля общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, которые не наделены государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц» .
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. № 21. - Ст. 1930.
3. Учебная литературы
4. Авакян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакян. – М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
5. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. - М.: Норма: Инфра’М, 2020. - 734 с.
II. Научная литература
6. Алиев Мурад Магомедович Общественные объединения как социально-правовой институт // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № URL: https://cyberleninnka.ru/article/n/obschestvennye-obedineniya-kak-sotsialno-pravovoy-institut (дата обращения: 10.06.2022).
7. Грачев В.С. Общественные объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации // Закон и право. 2019. – № С. 29–30.
8. Кулешова H.H. О современном состоянии общественного контроля в России // Юридическая наука. - 2021. - № 2. - С. 21-24.
9. Сумской Д. А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // Российская юстиция. - 2019. - № 6. - С. 13–17.
10. Фонд Президентских грантов [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://президентскиегранты.рф (дата обращения: 08.06.2022).
11. Шухов Ф.Г. Общественные объединения в Российской Федерации: правовое регулирование, понятие и классификация // Гуманитарная планета. - 2019. - № 2. - С. 60-62