Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
Вариант 10. Развитие малого предпринимательства в России 5
1.1 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Роль малых предприятий в рыночной экономике. 5
1.2 Развитие малого предпринимательства в России, проблемы и пути их преодоления. 10
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса. 12
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
2.1 Тест «Предпринимательские способности (по Т.Матвеевой)» 16
2.2 Тест. Склонность к риску (по методике Шуберта). 17
2.3 Тема «Бизнес-план» 19
2.4 «Бизнес-план» – сиквейн 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля принадлежащая иностранным юридическим лицам, одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49 % и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельных уровней:
а) для средних предприятий – от 101 (сто одного) до 250 (двухсот пятидесяти) человек включительно;
б) для малых предприятий – до 100 (ста) человек включительно [1];
в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 (пятнадцати) человек.
Субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ являются следующие категории:
– потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
– физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
– крестьянские (фермерские) хозяйства [1].
Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. Так, в виду развития и широкого распространения предприятий малого бизнеса, предприниматели выбирают для себя наиболее выгодные направления развития деятельности, в которых, по их мнению, предприятие сможет достичь больших успехов и стать наиболее конкурентоспособным по отношению к остальным [2].
Необходимо учитывать, что в современном мире малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50 % общей численности занятых. По оценке экспортеров, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран Европейского сообщества составляет – 70 %, Японии – 50 %, США – 50 %, России – 20-25 %. Также следует отметить, что в развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Как показывает опыт развитых стран, создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком [6].
Малые предприятия, несмотря на свои размеры, выполняют следующие важные функции:
социальная функция. Именно эта группа обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
политическая функция. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения [5];
экономическая функция. В работе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 20.06.2022).
2. Версоцкий Р.Р. Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России // Управленческое консультирование. 2019. № 10. С. 92– 99.
3. Митюкова, Д. Э. Роль малого бизнеса в экономике России / Д. Э. Митюкова, Е. И. Макарычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57968/ (дата обращения: 20.06.2022).
4. Торосян, Е. К. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Е. К. Торосян, Л. П. Сажнева, Ж. Н. Зарубина — СПб: Университет ИТМО, 2016–130 с.
5. Чириканова Е.А. Особенности критериев для субъектов малого и среднего предпринимательства // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 38-42; URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1042 (дата обращения: 20.06.2022).
6. Широков А.В., Широков А.В. Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013526 (дата обращения: 20.06.2022).
7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 20.06.2022).