Фрагмент для ознакомления
2
1. Налоговый контроль, его формы, виды и способы проведения
Налоговый контроль – специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Основными формами налогового контроля являются:
налоговые проверки (камеральная, выездная);
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности (требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые документы для налогового контроля, которые должны быть предоставлены налоговикам в течение 10 дней);
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
налоговый мониторинг (эта форма контроля применяется с 1 января 2015 г., в рамках мониторинга налоговые органы смогут контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов фактически в онлайн-режиме, по желанию налогоплательщика это будет происходить посредством представления контролерам (п. 6 ст. 105.26 НК РФ): необходимых документов (информации) в электронной форме, доступа к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация)).
Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т.е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.
2. Транспортный налог, объекты обложения, порядок расчета
До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах – налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.
С 1 января 2003 года вступила в действие глава 28 Налогового кодекса «Транспортный налог», в результате чего было произведено объединение двух вышеуказанных налогов.
Транспортный налог можно охарактеризовать как региональный, прямой, смешанный, имущественный.
Транспортный налог установлен Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации. После принятия законов субъектами Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Федерации.
Законодательные органы субъекта РФ при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают:
конкретную ставку налога (на основе базовой ставки налога);
порядок и сроки уплаты налога.
Помимо этого при установлении налога законами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В Москве транспортный налог взимается на основании Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге».
Плательщики транспортного налога
Плательщиками налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом обложения. Налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности регистрации данного транспортного средства.
Объектом налогообложения признаются:
Наземные транспортные средства – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
Водные транспортные средства – теплоходы, яхты, парусные суды, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
Воздушные транспортные средства – самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.
Не являются объектом налогообложения весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. е., автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. е., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, тракторы и другие транспортные средства в соответствии с п. 2 ст. 358 НК.
Налоговая база, согласно ст. 359 НК, определяется:
в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, – как единица транспортного средства.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 3 апреля 2017 г. N 56-ФЗ).
2. Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге».
3. Алиева Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Под ред. Б.Х. Алиевой, Х.М. Мусаевой. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 439 с.
4. Гартвич А.В. Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления / Под ред. Е.И. Масловой. – Спб.: Питер, 2014. – 288 с.
5. Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016. – 432 с.
6. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2017. – 224 с.
7. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / под ред. Ю.А. Серова. – М.: Омега-Л, 2016. – 407 с.
8. Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М.: Феникс, 2016. – 47с.