Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Функции, источники и принципы криминалистики. Система криминалистики
В системе научных знаний, составляющих основу профессиональной подготовки следователей, дознавателей, прокуроров, судей, экспертов, оперативных работников, адвокатов, важное место занимает криминалистика – наука, которая изучает криминальную деятельность, обобщает опыт борьбы с преступностью, разрабатывает технические средства, тактические приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Теоретические положения, средства, приемы и методы, реализуемые криминалистикой, образуют ее систему как юридической науки и учебной дисциплины.
Предметом познания любой науки служат закономерности объективной действительности, обусловливающие возникновение, современное состояние и тенденции развития определенной группы явлений и процессов. Предмет криминалистики составляет группа закономерностей, проявляющихся при совершении преступлений, в ходе деятельности по их расследованию, результаты изучения которых служат основой для разработки средств, приемов и методов, оптимизирующих борьбу с преступностью.
В криминалистических научных исследованиях реализуются три основные функции: 1) познавательная; 2) конструктивная (разработка и совершенствование того, что формирует потенциал криминалистических знаний, «орудий труда и средств производства» практического следоведения); 3) функция внедрения результатов криминалистических разработок в практику .
Задание 2. Виды следственного эксперимента. Значение данного следственного действия для раскрытия и расследования преступления.
Следственный эксперимент входит в группу так называемых проверочных следственных действий, в самом нормативном регулировании которых содержатся правила оперирования уже полученными доказательствами в целях их проверки. Исходя из ст. 181 УПК РФ общая цель следственного эксперимента состоит в проверке и уточнении данных, имеющих значение для уголовного дела, путем проведения различных опытов, не требующих специальных знаний и доступных для восприятия всеми участниками уголовного процесса. Таким образом, следственный эксперимент чаще всего направлен на проверку имеющихся в деле доказательств, а его результаты – на получение самостоятельных доказательств.
Следственный эксперимент – это следственное действие, заключающееся в опытном установлении возможности или невозможности восприятия лицом каких-либо фактов, совершения им определенных действий, существования явлений и т.п. в условиях, максимально сходных с теми, при которых было совершено преступление, с целью выяснения обстоятельств расследуемого преступного деяния, проверки имеющихся доказательств по делу и основанных на них версий .
Классификация видов следственного эксперимента обусловлена конкретными целями его производства, перечисленными в ст. 181 УПК РФ.
Эксперименты проводятся для установления:
1) возможности восприятия каких-либо фактов, например, видеть интересующий объект на определенном расстоянии или в определенных условиях слышать и различать определенные слова и звуки;
2) возможности совершения определенных действий, в том числе для проверки профессиональных и криминальных навыков, например изготовление какого-либо объекта (оружия, денежного знака, наркотического средства и т.д.) или отпирание замка конкретной отмычкой;
3) возможности наступления какого-либо события, например размещения определенного вида и количества товара в конкретном помещении, самопроизвольного возгорания материалов при определенных условиях хранения и т.д.;
4) последовательности происшедшего события (могло ли развиваться проверяемое событие именно таким образом, как его описывают, например, свидетели-очевидцы по уголовному делу о нарушении Правил дорожного движения?);
5) механизма образования следов.
Задача
5 мая 2013 года житель г. Санкт-Петербурга Белов А.А. заявил в полицию об исчезновении своей жены Анны, которая 3 мая утром ушла из дома в магазин за продуктами и домой не вернулась. В полицию не обращался, так как решил, что жена зашла к кому-то из своих подруг, что случалось и ранее. Белов показал, что они с женой жили дружно, но иногда возникали ссоры из-за того, что жена не хотела иметь детей, пока не закончит институт.
Следователь Сергеев А.С. по данному заявлению решил провести осмотр квартиры г-на Белова А.А.
Задание: Составьте план допроса гр-на Белова А.А.
Решение:
1. Свободный рассказ допрашиваемого – это изложение известных ему фактов в той последовательности, которая кажется ему наиболее приемлемой или рекомендованной следователем. Сергее А.С. может рассказать о жизни исчезнувшего, о намерениях и планах на будущее, о характере и привычках, о его прошлом. Изучение этих деталей нередко может вывести на вероятные причины убийства, а то и на самого преступника.
2. Основной вопрос нацеливается на установление, с кем потерпевший находился в неприязненных или открыто враждебных отношениях. Затем должны следовать вопросы о том, каков был характер конфликта, когда, и в связи с чем он возник, как развивался, что о нем говорил потерпевший, не угрожал ли один недруг другому, когда они последний раз встречались, где при каких обстоятельствах, в чьем присутствии, как себя тогда вели, какими фразами обменивались.
3. Не менее важно путем допросов выяснить, кто, где, когда, при каких обстоятельствах видел последний раз без вести пропавшего, не говорил ли кто-нибудь о его уходе или отъезде из дома и, в свою очередь, не обмолвился ли исчезнувший о желании куда-нибудь уехать; не ожидал ли кто его прибытия: если да, то к какому времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. Агафонов, В. В. Криминалистика: учебник / В. В. Агафонов. – Москва: Юрайт, 2013. – 463 с.
3. Зашляпин Л.А. Справедливые процедуры использования вопросов в допросах // Справедливость и равенство в уголовном судопроизводстве: Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: В 2-х частях. Составители: Калиновский Константин Борисович; Зашляпин Леонид Александрович. – 2016. – С. 97-104.
4. Каржов А.Д., Горюнов В.С. Следственный эксперимент – самостоятельное следственное действие // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. – № -9. – С. 642-646.
5. Криминалистика. Полный курс: учебник / В. В. Агафонов и др. – Москва: Юрайт, 2014. – 855 с.
6. Криминалистика: сборник задач и заданий: учебное пособие / О. Я. Баев и др. – Москва: Проспект, 2014. – 271 с.
7. Маковнева Л.А., Кондратьева З.А. Фальшивомонетничество: состояние проблемы и пути ее решения // Молодежь и системная модернизация страны: Сборник научных статей 2-й Международной научной Конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2017. – С. 284-287.
8. Сумникова О.Г. Криминалистически значимые сведения о фальшивомонетничестве // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 3. – С. 76-79.
9. Токаренко Е.С. Следственный эксперимент как способ проверки доказательств // Закон и право. – 2016. – № 9. – С. 88-90.
10. Топорков, А. А. Криминалистика: учебник / А. А. Топорков. – Москва: Контракт: Инфра–М, 2013. – 462 с
11. Тришкина Е.А., Хмелев С.А. Возбуждение уголовных дел о фальшивомонетничестве // Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 5. – С. 1-5.
12. Чашин А.Н. Соотношение оперативного опроса и допроса свидетеля // Адвокатская практика. – 2013. – № 6. – С. 18-20.