Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Самооценка есть один из важнейших свойств личности. Она связана с самосознанием и включает критический взгляд на самого себя, осознание существенности своей роли в обществе и важности личной деятельности. Самооценка - это самостоятельное оценивание своих чувств, действий и манеры вести себя в обществе. Чаще всего, по мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает формироваться в возрасте 7 лет. Поэтому мы рассматриваем особенности самооценки в период ее становления в младшем школьном возрасте, определяя ее связь с процессом обучения и определением места в коллективе.
Основу самооценки составляет осознание собственных черт характера и поведения. Также на образование самооценки влияет и общественное мнение, которое связано с общепринятыми нормами и правилами. «Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми». Пытаясь адаптироваться в школьной среде, ребенок начинает понимать, что он делает правильно, а что - нет. Он осознает полезность или вредность той или иной манеры поведения, особенности характера и оценивает себя с точки зрения окружающих.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, начинают формироваться новый взгляд на мир, новые отношения с окружающими, развиваются способности, формируется воля, а также меняется отношение к себе и своим обязанностям.
В младшем школьном возрасте основными новообразованиями являются личностная рефлексия и интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия связана с тем, что дети в возрасте 9-12 лет продолжают на все иметь свою собственную точку зрения. У них проявляется самооценка. Она выражается в понимании собственной общественной значимости. Она возникает из-за развития самосознания и ответа на их действия тех, кому они доверяют, чье мнение для них важно.
При этом высокая оценка характерна для детей, чьи родители заинтересованы в своем ребенке, относятся к нему с теплотой и нежностью, любят их.
Младший школьный возраст является также периодом сформированности моральных принципов, правил. Ребенок с искренним интересом принимает для себя самые различные правила и принципы. Этот возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для осознания и принятия многих моральных норм.
Подводя итоги, стоит отметить, что характерными особенностями у детей младшего школьного возраста это:
1. развитие чувств, воображения;
2. обращенность к внешнему миру, доверчивость;
3. мифологичность миросозерцания;
4. наивность, субъективизм, эгоцентризм;
5. подражание как бессознательное, так и позже – осознанное, регулируемое;
6. исследовательско-игровой характер познания;
7. игривость в серьезных вещах;
8. принятие моральных принципов;
9. хрупкость переживаний, осознание внутренней уникальности;
10. конформизм.
Тематический план
Содержание игр и упражнений, включенных в программу по развитию адекватной самооценки
1. Основная часть
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по повышению самооценки и уверенности в себе.
Время занятия – 20-30 минут
Количество занятий в неделю – 1-2 раза
Общее количество занятий – 5
Структура занятия:
1. Упражнение на расслабление (психогимнастика, нейро-игры)
2. Основное упражнение (рисунки, символдраматические образы и проч.)
3. Ритуал завершения занятия (что понравилось, что запомнилось, что не понравилось, за что хочешь сказать спасибо)
Занятие № 1
Диагностическое обследование с целью подтверждения запроса.
Методики:
1. Исследование уровня тревожности Тэммл, Дорки
2. Исследование уровня тревожности и самооценки «Несуществующее животное»
Инструкция:
Нарисуй животное, которого нет в жизни. Как его зовут? С кем оно живет? С кем дружит? Что ест?
3. Рисунок человека
4. Упражнение на расслабление и снятие психологического барьера застенчивости
«Закрой глаза, представь зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой твой вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое там число»
Открывай глаза и поделись своей фантазией
5. завершение
Занятие № 2
1. Игра «Морщинки» (избавление от напряжения)
- несколько раз вдохни и выдохни
- широко улыбнись зеркалу
- наморщи лицо, начиная со лба (брови, нос, щеки)
- подними и опусти плечи
- расслабь мышцы лица
- скажи себе «спокойно»
2. Рисунок «Я в будущем»
Нарисуй себя таким, каким ты видишь себя в будущем. Как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, каким будут его отношения с окружающими (родители, друзья)
3. Ритуал завершения
Занятие № 3
1. Шалтай- Болтай (расслабление)
Ш-Б сидел на стене – туловище поворачиваем вправо-влево руки болтаются
Ш-Б свалился во сне – резко корпус вниз
2. Повышение самооценки
Закончи фразу: «Лучше всего у меня получается…», «Я постараюсь изо всех сил…», «Я знаю, что смогу сделать…», «Я обязательно научусь…»
Назови 5 вещей, которые ты хорошо умеешь делать
3. Рисунок спиралями (снятие тревожности)
4. ритуал завершения
Занятие № 4
1. Упражнение на мышечное расслабление
«Кулачки»
Сожми пальцы в кулачок покрепче, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхаем (3 раза)
2. Разминка «Настроение»
Мимикой:
- свое сегодняшнее настроение
- какое настроение было чаще на прошлой неделе
- грустное
(как справляться с плохим настроением. Вспомнить все положительные мысли, улучшающие настроение)
3. Закончи предложение (упражнение способствует повышению уверенности в себе)
Закончи предложение: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…», «Я добьюсь…». Объясни свой ответ
4. Ритуал завершения
Занятие № 5
1. «Самолет» (преодоление страха перед ограничениями, развитие уверенности)
Позиция готовности как самолет при взлете – стоя прямо, руки в стороны. Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. Ты летишь. Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие запахи? Что чувствуешь? Запомни и возьми с собой, ты летишь на землю и плавно приземляешься.
2. Работа со страхами
Нарисуй
- чего ты боишься днем
- что страшного снится ночью
Нарисуй себя рядом со страхом (как ты его боишься)
Нарисуй себя – ты уже не боишься
Страх исчез (утонул и т. д.)
3. Завершение
2. Дополнительные игры
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулина Н. В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014.- № 5 (7). - С. 43-46.
2. Аркушенко А.В., Ларина О.А. Психология развития и возрастная психология. - М.: Эксмо, 2008. - 344 с.
3. Архиереева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология.- 2015. - Том 11. - № 2.- С. 38-47.
4. Беккер И. Л., Дубовицская С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности.// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. С. 631 -638.
5. Березинская К. Е. Значение формирования познавательной мотивации при изучении китайского языка у младших школьников // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 663 -665.
6. Бичурина С. У. Семья в трудовом обучении младших школьников // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4 (42). - С. 181- 187.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб: Питер, 2009. - С. 137-140.
8. Братчикова Ю.С., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении // Современная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67 - 71.
9. Булатова О. В., Солянова Е.С. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте Вестник Югорского государственного университета.-- № 3(18). - С. 66-69.
10. Бутина - Гречаная С. В. Теоретические подходы к анализу к детско - родительских отношений //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. - 2010. - № 5.- С. 244-247.
11. Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / Бывшева М. В. // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 1. - С. 14-20.
12. Вартанова И.И. Мотивация учебной деятельности иособенности детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование.- 2004. - №3. - С. 55-56.
13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 536 с.
15. Гамаюнова И.Н. Взаимосвязь детско – родительских отношений к различным видам деятельности младших школьников // Научно - практический журнал «Гуманизация образования». - №6. - 2010.- С. 29- 34.
16. Гани С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классах // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010.- №5.- С.131-140.
17. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте : автореф. дисс. канд. психол. наук / С.В. Гани. - М., 2009.
18. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 686-687.
19. Дягилева Н. С. Факторы формирования идентичности городского и сельского населения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №36.-95с.
20. Елисеева Н. И., Сидорина Е. В., Пепеляева С. В. Сравнительное исследование ценностных ориентаций сельских и городских школьников Поволжья // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6..
21. Жулина Г. Н., Хан В. Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно - практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - - № 1. - С. 285 - 288
22. Инеткина С.Е., Ботова Э.К. Детско - родительские отношения - основной фактор развития ребенка // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1(13). - С. 53-56.
23. Кобялковская Т.Н., Синькевич Л.С. Особенности воспитания самостоятельности детей младшего школьного возраста ребенка // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы Междунар. науч -практ. конф.: сб. науч. ст.- Краснодар: Ариори, 2012.- С. 195-198.
24. Константинова Н. И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе (Лонгитюдное исследование) / Константинова Н. И. // Начальная школа до и после. - 2014.- №1.- С. 73-77.
25. Котова Е.А. Особенности связи родительских отношений с учебной деятельности в младшем школьном возрасте - Вып. квалиф. работа. - ИП ПГГПУ, - 2010.- 84с.
26. Крайлюк А. И. Родительские установки: теоретические аспекты //Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015.- № 3.- С. 78-82.
27. Кузьмина М.А. Семья как условие развития креативности младших школьников 2 часть, М., 2009. - С. 358-360.
28. Кулагина И. Ю., Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 2011.- № 2.- С. 102- 107.
29. Кульчицкая И. Ю. Семейная стратегия в подготовке ребенка. // Актуальные вопросы современной науки. - 2012. - № 21-1. - С. 153- 161.
30. Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Куратова Т. Ю. 2011. Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011.- № 5 . - С. 223- 225.
31. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. - 2014.- № 1 (9). - С. 79- 85.
32. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
33. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе.- № 3.- С. 53-55.
34. Николаева Е.С. Модель развития мотивации самопознания детей младшего школьного возраста // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - № 3. - 2010. - М.: Изд-во МГОУ. - С.176-177.
35. Николаева Л.А. Детско - родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 2 2012. - № 2. - С. 187-193.
36. Орехова Н. В., Макарова К.В. Взаимосвязь стилей детско - родительских отношений и операционных механизмов мыслительных способностей младших школьников // Школа будущего.- 2014.- № 5.- С. 114-119.
37. Плетнева А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника // Новая наука: от идеи к результату. - 2016.- № 3-2 (72). - С. 159- 162.
38. Погосян А. А, Медведева Н. И. Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений / Погосян А., Медведева Н. И. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- № 1. - С. 136 - 137.
39. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд- во « Когито - Центр» - 2011. - С. 35¬ -36.
40. Радионова Т.Н. Особенности детско - родительских отношений в младшем школьном возрасте / Радионова Т. Н. // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах - С. 327 - 329.
41. Сапронов И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника. // Проблемы педагогики и психологии. - 2008. - №3. - С. 185- 188.
42. Семенова Т. С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 791-794.
43. Сизаева В. Э., Лисинецская А. А. Проблема детско - родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. - 2012. - № 15. - С. 162- 166.
44. Слепкова В. И. , Коженевская Е.Ю. Супружеское благополучие как фактор родительского отношения к детям. // Журнал практического психолога. - 2011. - № 6. - С. 18-25
45. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 57-68.
46. Степанова Н.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79) . - С. 134-140.
47. Степанова Н.А. Особенности психического развития личности младшего школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 4. - С. 128 - 132.
48. Сухарева Н. Ф., Кондренкова З. А. Формирование учебной мотивации у младших школьников из неблагополучных семей //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2011.- № 18.- С. 125-130.
49. Троян Т.В. Психологические особенности системы отношений «ребенок - значимый взрослый» в младшем школьном возрасте // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - № 2 (апр. - июнь). - С. 49-54.
50. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско - родительских отношений в зарубежной психолого - педагогической литературе. // Перспективы науки. - - № 1(52). - С. 157 - 159.
51. Царева Е. В, Гордеева Н. П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников.// Актуальные проблемы и перспективы развития современный психологии.- 2015. - № 1. - С. 258-263.
52. Чупина В. Б. Особенности влияния социокультурной среды на самооценку и самореализационный потенциал человека // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2007. - №1.- С.108- 111.
53. Шаповалова И. А. Детско - родительские отношения как фактор социализации младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 3. - С. 48- 52.
54. Шевырдяева К. С. Психолого - педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. – с.25-27