Фрагмент для ознакомления
2
Целью нашего исследования было изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов в различные периоды обучения
Для ее достижения использовался опросник на 28 вопросов, на которые можно было ответить по спектру согласия от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен)
Анализ мотивационно - смысловых образований показал, что у 3 курса по отношению к 4курсу заметен общий рост выраженности потребности в познании это позволяет нам говорить о любознательности и стремлению к пониманию, к систематизации собственных знаний, а также выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового.
Статистически значимых изменений средних значений по остальным показателям в целом не обнаружено, но есть достаточно стойкая тенденция к уменьшению показателей по исследуемым психологическим параметрам и свойствам. Самые высокие показатели у студентов 3 и 4 курса получены по шкале аффилиация, что свидетельствует о потребность в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми, готовности к постоянному взаимодействию с людьми, к пониманию и эмпатии, к оказанию помощи другим людям и к принятию помощи и сочувствия от них. Самые низкие показатели получены по шкале доминирования, это позволяет предположить, что и 3, и 4 курс не проявляют стремления к превосходству и власти, не проявляют желание влиять на других людей и управлять ими.
Структура учебной мотивации студентов 4 курса в существенно отличается от структуры учебной мотивации 3 курса. В структуре учебной мотивации 3 курса коммуникативные мотивы («Хочу быть примером для сокурсников, быть уважаемым человеком учебного коллектива», «Учусь, чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми») занимают первое ранговое место среди всех остальных мотивов. Второе место занимают профессиональные мотивы, третье место - мотивы творческой самореализации, затем четвертое и пятое место – учебно-познавательные и социальные. На последнем месте находятся мотивы престижа и избегания неудачи. У студентов 4 курса на первом месте профессиональные мотивы, затем идут коммуникативные и учебно-познавательные мотивы. Так же на последнем месте мотивы престижа и избегания неудачи.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наряду с профессиональными и коммуникативными мотивами, являющимися ведущими в период обучения в вузе, большую побуждающую силу у 3 курса имеет мотив творческой самореализации (3 - е место) и учебно - познавательные мотивы у 4 курса (3 - е место). Ведущие мотивы выражают потребность не столько в самой учебной деятельности, сколько в различных связанных с ней обстоятельствах (учусь, чтобы общаться с интересными людьми, и чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности). Мотивы престижа и избегания неудач («Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими», «Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его») характерные для внешней (неспецифической) мотивации не являются значимыми в структуре учебной мотивации 3 и 4 курса. Статистически достоверно уменьшается значимость социальных мотивов («Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение», «Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем») и мотивов престижа («Потому что хочу быть в числе лучших студентов»). Низкие места и уменьшение значимости социальной мотивации в структуре учебной деятельности могут объясняться так же не престижностью педагогического образования в целом.