Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время эффективность деятельности таможенных органов является наименее изученной областью экономических явлений. Вероятнее всего это обусловлено тем, что пока что не выявлено однозначных подходов к критериям эффективности деятельности таможенных органов.
Традиционно управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Но принимая во внимание тот факт, что в последнее десятилетие произошел огромный подъем инфраструктуры, современных информационных технологий, а также набор в таможенные органы высококвалифицированных кадров автор полагает, что тема данной курсовой работы имеет право быть актуальной. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности деятельности таможенных органов в степени достижения целей.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Понятие, критерии и показатели деятельности таможенной службы
Наша страна реализует таможенную политику в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совместно с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Такая таможенная стратегия создается на основании учета интересов каждого государства-участника с целью обеспечения экономического роста стран в общем.
Для начала определим, что представляет собой таможенная политика. Богомолова А.А. дает определение таможенной политики как целенаправленной государственной деятельности с целью регулирования внешнеторгового обмена (имеется в виду объем, структура, условия для импорта и экспорта) при помощи установления определенного таможенного режима товарного перемещения и средств транспорта через границу таможни.
По мнению Кондратьевой Е.М., таможенная политика определяется при помощи механизмов совокупности институтов, что принимают участие в создании и реализации самой таможенной политики. Это и совокупность форм и методов ее реализации, порядок применения соответствующими органами государства способов таможенного регулирования .
Таможенная политика в настоящее время является системой таможенных, правовых, государственных экономических мер по регулированию внешней торговли, защите интересов государства в сфере экономики, решению фискальных задачи. Таможенная политика зависит от внешних факторов и процессов . Усиливающиеся глобализационные процессы сегодня сказываются непредсказуемо на таможенной политике. Между странами улучшаются связи, доставка товаров ускоренными темпами набирает обороты, численность населения также увеличивается. Это инициирует рост товаропотока, ускорение его перемещения. Поэтому так важно создавать новые способы таможенного оформления перемещаемых товаров, вырабатывать новые методы и принципы таможенной политики.
Как правило, все факторы, влияющие на таможенную политику, делятся на несколько:
1) политические;
2) экономические;
3) технические;
4) организационные.
Также это и формирование силовых центров, которые применяют во внешней торговле применение двойных стандартов к другим участникам рынка, ускорение глобализационных процессов и регионализация экономики, уровень информационно-технического оснащения органов таможни, присутствие механизмов, которые призваны обеспечить соблюдение норм законодательства и др.
Таким образом, таможенная политика – это определенным образом структурированная система мероприятий в области экономики, политики, права, таможенного дела. Данные мероприятия нацелены на осуществление и защиту внутри и внешнеэкономических государственных интересов. Так эффективно реализуются политические и социально-экономические совершенствования в условиях рыночных отношений.
Сегодня таможенно-тарифная российская политика имеет множество уровней и аспектов, поскольку в отношении импорта мы имеем в виду ЕАЭС, а в отношении экспорта – уровень национальный. При этом сама торговля постепенно либерализуется, создаются зоны свободной торговли, на
уровне ЕАЭС тарифные преференции растут, а конкурентные отношения только повышаются.
1.2. Подходы и методы оценки эффективности деятельности таможенной службы
Результаты деятельности таможенного органа оцениваются по системе контрольных показателей эффективности, совершенствование которой дает возможность повысить качество деятельности таможенной службы.
В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности не существует полной однозначности, показатели различны, более того они могут выражаться через различные комплексные показатели, которые отражают деятельность таможенных органов в целом. Так, например, одним из критериев оценки деятельности таможенных органов является средний доход в единицу времени, который можно рассчитать применяя формулу Бякина Г.И.:
П= Сi,j,k- (bk + dk)ai,j,k- ei = Сi,j,k- fi,j,k- ei = max,
П– средний доход в единицу времени, полученный таможенной службой (Пi – средний доход в единицу времени, полученный i-м подразделением);
i – номер подразделения, i = l, ..., I (I – общее число подразделений таможенной службы);
j – номер должностного лица i-гo подразделения, j = 1, ... , Jt;
k – номер выполняемой функции, k = 1, ... , К- максимальное число выполняемых функций;
Ci,j,k – средний доход в единицу времени, получаемый в результате осуществления К-ой функции, j – должностным лицом, i – подразделения (включая взимаемые платежи, штрафы, конфискаты, прогнозируемое уменьшение потерь в будущем);
bk – средняя стоимость 1 чел/ч. при осуществлении К-ой функции;
dk – удельные таможенно-производственные расходы (на одного человека) по осуществлению K-ой функции;
аi,j,k – средняя трудоемкость осуществления К-ой функции j-ым должностным лицом i-гo подразделения;
еi – постоянные производственные расходы i-го подразделения (накладные и коммунальные расходы);
f i,j,k – суммарные расходы на содержание должностного лица, его рабочего места и проведения им таможенно-производственной деятельности .
2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1 Проблемы использования проектов в работе таможенных органов
Проектное управление – это инструмент управления командного типа. Данное управление применяется как способ управления и противостояния бюрократическому мышлению.
Любой проект, как правило, обладает конкретными характеристиками. Проект, как правило, обладает оригинальностью, уникальностью. Он – инновация в современном мире.
Как связаны термины «инновация» и «проект»?
Что представляет собой инновация. Основоположником же современной трактовки инновации считается австрийский и американский ученый Йозеф Шумпетер, который еще в 1912 году предложил рассматривать инновацию как средство предпринимательской деятельности для увеличения прибыльности и конкурентоспособности, а главной движущей силой экономического развития - предпринимателя, или главного инноватора . Позднее тот же ученый выделил пять типичных изменений в экономике, характерных для инновационного развития. Это использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых
рынков сбыта .
2.2 Перспективы в области внедрения проектов в таможенных органах
Изучение факторов, сдерживающих развитие системы ППУ, продемонстрировал, что основной фактор – отсутствие в нужном объеме у служащих государства профессиональных навыков и знаний управленческих методов в сфере проектов.
Следует помнить и о том, что внедрение инноваций, технологий всегда связано с новыми требованиями к подготовке профессионалов, у которых будет соответствующая квалификация, кто будет владеть перспективными компетенциями. В сфере проектов – это компетенция проектного управления.
Директор СЗИУ РАНХиГС Шамахов В. А. в своем выступлении на конференции Изборскогоклуба отметил, что в настоящее время мы наблюдаем не просто изменение мира знаний, путей обучения. Трансформируется просто логика и конфигурация данных изменений .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенные органы применяют основные показатели эффективности с целью улучшения своей работы, оказания помощи людям. Работа, в таком случае, должна отвечать определенным критериям эффективности, достигать конкретного результата.
Беря за основу эффективность деятельности, таможенные органы корректируют свои задачи и цели со временем. Сотрудники устанавливают личные планы эффективности с целью оценки своего результата и эффективности, направляют свои усилия по принятию решений, повышают свою производительность.