Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История СССР последних лет его существования вызывает огромный интерес. Это связано и с тем, что происходившие тогда процессы имели колоссальные последствия, как для нашей страны, так и для всего мира, и с тем, что свидетели этих событий ещё живы, и мы имеем возможность составить объективную картину происходившего, сопоставив различные точки зрения непосредственных участников тех событий.
К концу 1970-х – началу 1980-х гг. экономика СССР находилась в тяжёлом состоянии. Это было вызвано в первую очередь огромными военными расходами, что являлось последствием гонки вооружений в процессе «холодной войны». Кроме того, были очевидные сбои в планировании экономики, что для плановой экономики было крайне опасно. И всё это усугублялось неспособностью старого партийного руководства объективно оценивать ситуацию в стране и принимать решения по реорганизации экономики и общества. Таким образом, к началу 1980-х гг. прошлого века в Советском Союзе назрела необходимость проведения серьёзных реформ во всех сферах общества, в том числе, и во внешней политике.
В 80-е гг. XX в. во внешней политике СССР происходили трансформационные процессы, напрямую связанные с противостоянием советского союза и Запада (США и его союзников), в контексте Холодной войны. Став Генсеком в марте 1985 г., М. С. Горбачев инициировал пересмотр всей концептуальной базы внешней политики СССР.
Целью данной работы является рассмотрение внешней политики СССР в годы перестройки (1985-1991).
1 Основные приоритеты во внешней политике
После прихода к власти М. С. Горбачева, постепенно стали меняться доктринальные, политические, философские основания внешней политики СССР. Прежде всего, был взят курс на «новое политическое мышление»
М. С. Горбачёв взял курс на проведение социально – экономических реформ, вошедших в историю как «перестройка». К сожалению, при проведении реформ не было выработано чёткой программы этих преобразований, и многое было отдано на откуп местным властям, контроль со стороны центральной власти был очень слабым.
Всё это привело к самым трагическим последствиям. В стране начался экономический кризис, в республиках СССР усилились националистические
настроения, что привело к росту сепаратизма и вооружённым конфликтам.
Усугубило ситуацию и то, что против Горбачёва стали выступать политические силы, стремившиеся ослабить его власть. Во главе этих сил встал Б. Н. Ельцин, ставший первым Президентом России и стремившийся выйти из-под контроля союзной власти. Деятельность этих сил фактически привела к началу распада СССР.
Ситуация внутри страны вынудила Горбачёва искать поддержку за рубежом. Внешняя политика, проводимая под лозунгом «нового мышления», постепенно из политики партнерства и сотрудничества переросла в политику подчинения. Получая поддержку от стран Запада, как моральную, так и экономическую, Горбачёв был вынужден пойти на крайне серьёзные уступки. Это привело к потере стратегических районов в различных частях земного шара и потере авторитета СССР на международной арене.
К началу 1991 г. становится ясно, что нужно срочно искать выход из сложившейся ситуации. Горбачёв видит этот выход в создании нового союзного договора, который даст больше прав республикам в составе СССР, но поможет сохранить её целостность [2, c. 95]. Однако многие воспринимают новый договор как гибель Советского Союза и предпринимают попытку сохранить его в том виде, как он существовал с момента возникновения. В августе 1991 г. сторонники старой структуры СССР предпринимают попытку сорвать подписание нового союзного договора. С этой целью они создают ГКЧП и отстраняют Горбачёва от власти. Однако нерешительность членов ГКЧП и активность команды Ельцина приводят к аресту членов ГКЧП, а затем и к фактическому запрету КПСС [4, с. 7].
В скором времени в Беловежской пуще, а затем и в Алма-Ате были подписаны документы о создании нового государства – Содружества независимых государств, что означало прекращение существования СССР. В декабре 1991 г. Горбачёв подаёт в отставку с поста Президента СССР. На этом история СССР завершилась.
Какими же являлись приоритеты во внешней политике того времени?
Термин «новое политическое мышление» в 1985-1986 гг. пока был слышен достаточно редко, но содержание его уже присутствовало. Прежде всего, говорили о недопустимости ядерной войны как способа решения конфликтов между государствами [1, с. 61].
22.06. 1973 года, во время визита еще Л.И. Брежнева в США, было подписание бессрочного Соглашения о предотвращении ядерной войны.
К концепции «нового политического мышления» относилось и предотвращение гонки вооружений, нацеленность на решение многих проблем глобального характера совместно с другими государствами. Сам же Горбачев в термин внес два отличительных положения, которые и инициировали ревизию идеологических основ внешней политики государства. Первым постулатом являлось преимущество общечеловеческих ценностей над классовыми, вторым - деидеологизация внешней политики.
2 Концепция нового политического мышления
В эпоху же ядерного оружия и обострения проблем глобального характера классовый подход стал уже не актуален. В годы Перестройки в области ядерного разоружения были достигнуты огромные практические результаты. Уже к июню 1991 г. в СССР и США были уничтожены ракеты средней и малой дальности. Впервые в истории был подписан договор о значительном сокращении стратегических ядерных ракет. Но это во многом было следствием односторонних уступок, сделанных Горбачевым.
Горбачев делал ставку на то, что его концепция политического мышления и общечеловеческих ценностей будет воспринята положительно другими государствами, будет формироваться новый миропорядок, основанный на справедливости, демократии и всеобщем примирении и согласии. Тем не менее, другие страны не торопились адаптироваться под концепцию Горбачева. Концепция не была подхвачена ни США, ни странами НАТО. Только в начале 1991 г. авторы концепции нового политического мышления стали сомневаться в адекватности своих идей, после войны США против Ирака.
Положение об деидеологизации внешней политики же инициировал размывание важных терминов: «идеологический противник» и «идеологический союзник». Все страны, вне зависимости от своего строя, являлись для СССР одинаковыми. Поэтому этот постулат обращался, прежде всего, к США, политика которых являлась наиболее идеологизированной среди западных стран. Миссия США была такова – распространение своих ценностей по всему миру.
Положение об деидеологизации было неверным по идеологии и потому, что СССР утверждал свое место среди других акторов международной политики как носитель конкретных общественных идеалов, исторических традиций, духовности, образа жизни, подражания и интереса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1) Архангел М.А. Исторические и политические реформы: царская Россия, СССР и Российская Федерация (к 200-летию императора Александра II)// Сборник материалов III международной научной конференции.2018. С. 61-64
2) Ветер Перестройки. 2021 : сборник материалов первой Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 28–30 октября 2021 г. / А. Д. Матлин (отв. ред.); А. А. Голдовский; Д. К. Дьяченко; Е. В. Полякова; А. О. Смирнова; П. А. Шашонков. — СПб.: Скифия-принт, 2022. — 431 с.
3) Десятый съезд Польской объединённой рабочей партии. М.: Издательство политической литературы, 1987. 368 с.
4) Жибурт А. К. Советский Союз в годы перестройки: попытки реформ и их результаты// Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. С. 7-8
5) Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 415 с.
6) Нестеров Р.С. Формирование внешней политики России в первой половине 90-х годов XX в.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 4х частях. Отв. ред. Е.В. Целикова. 2018. С. 92-94
7) Постников Н. Д. Бархатные революции в Польше, ГДР, Чехословакии. Хроника событий // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. No 3. С. 21-29.