Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы развития потенциала территории занимают в настоящее время центральное место в экономических исследованиях всех стран мира. Оно обеспечивает увеличение объема реального производства, который в свою очередь способен в какой-то мере решить проблемы, с которыми сталкивается любая хозяйственная система – это проблема ограниченности ресурсов при безграничном росте человеческих потребностей.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие территории должно предполагать увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня образования и культуры; более полное удовлетворение потребностей и рационализация потребления; защиту окружающей среды и повышение экологической безопасности; снижение преступности и криминализации экономики.
Степень изученности темы: тема развития потенциала территории современных государств является хорошо изученной во многих трудах авторов.
Объект – развитие республики Татарстан.
Предмет работы – стратегический потенциал территории.
Цель работы – анализ факторов интенсивного развития потенциала территории.
В связи с целью ставятся задачи:
- дать понятие потенциала территории
- раскрыть пути его увеличения,
- проанализировать развитие Татарстана
- предложить меры по его стимулированию.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Для написания работы были использованы пособия по экономической теории, аналитические материалы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические основы изучения социально-экономического развития региона
1.1.Понятие и сущность стратегического потенциала развития территории
В настоящее время большое значение приобретают факторы потенциала развития территории. Это развитие экономики и общества на определенной территории. Территория – это географическое пространство, обладающее особенным социально-экономическим, природным потенциалом.
Стратегическое развитие территорий – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества. Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага [13, c.54].
Рост экономических потребностей стран мира и капиталоемкости производства, исчерпание традиционных природных ресурсов, рост численности населения ставят перед правительствами стран две основные задачи – это обеспечение факторов экономического роста страны и эффективности всей экономики в целом [11].
Алехин Э.В. определяет исследуемое понятие, как режим функционирования экономики, который ориентирован на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни, обеспечивающий устойчивое и сбалансированное воспроизводство хозяйственного потенциала, ресурсного, экономического, социально-демографического потенциала [11].
По мнению известного географа А.Г. Исаченко развитие территории - это изучение пространственных проблем в развитии территории, обеспечивающее эффективность экономических и социальных сфер общества в целом [11].
Под политикой развития территории понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием территории, а также соответствующие механизмы их реализации.
Развитие должно предполагать достижение ряда сбалансированных целей:
-увеличение продолжительности жизни,
-снижение заболеваемости населения;
-повышение уровня образования и культуры;
-более полное удовлетворение потребностей и рационализация потребления;
-социальная стабильность;
-преодоление нищеты населения,
-достижение максимальной занятости;
-защита окружающей среды и повышение экологической безопасности;
-снижение преступности и криминализации экономики [14, c.71].
При всех своих имеющихся недостатках стратегическое развитие остается наиболее часто применяемым критерием для оценки уровня общего развития страны [18, c.102].
В зависимости от способа воздействия на развитие в стране выделяют прямые и косвенные факторы.
К прямым факторам можно отнести [16, c.27]:
1. количество и качество трудовых ресурсов в стране,
2. количество природных ресурсов,
3. объем и состояние основного капитала, объемы капитальных вложений,
4. технологии организации производства.
Таким образом, прямые факторы социально-экономического развития непосредственно и физически влияют на состояние экономики России.
Косвенные факторы обозначают основные возможности страны к росту. К ним относятся:
1. степень монополизации рынка,
2. налоговый климат в стране,
3. эффективность кредитно-банковской системы,
4. рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов в стране,
5. расширение экспорта,
6. перераспределение производственных ресурсов в стране,
7. действующая система перераспределения доходов.
Стратегия развития территорий используется для обеспечения общего равного развития и устранения диспропорций в развитии.
Ниже приведены важные моменты стратегии развития:
-Идентификация региона
-Составление карт и перечня ресурсов, имеющихся в регионе
-Составление карты и перечня проблем, существующих в регионе
-Разработка политики и планирование
-Оценка экологических последствий планирования
-Оценка социальных и политических последствий планирования
-Реализация
-Промежуточный обзор
-Изменения в политике и реализации на основе промежуточного обзора
-Обратные связи
-Анализ воздействий.
1.Идентификация региона
Сначала необходимо определить регион, вот некоторые примеры регионов планирования:
-Планирование холмистых районов
-Планирование прибрежных районов
-Регион планирования острова
-Наименее развитый район
-Экономически отсталые районы,
-Социально отсталые районы
-Регион, подверженный наводнениям
-Регион землетрясения
-Район оползня
-Циклонический регион
2.Составление карт и списков ресурсов
Перечисление ресурсов, доступных в этом регионе; ресурсы могут быть:
-Земельные ресурсы:
-Проверка фертильности
-Топография
-Водные ресурсы и местоположение
-Лес
-Минералы
-Источники энергии
-Столица
-Демографический дивиденд
3.Составление карт и перечня проблем
-Нехватка ресурсов
-Недостаток местоположения
-Недоступность порта, реки
-Отсутствие базовой инфраструктуры
-Экологические проблемы
-Плотность населения
-Нетрудоспособность
-Религиозная нетерпимость
-Социальная нестабильность
-Низкое накопление капитала
4.Разработка политики, подхода и планирования
-Краткосрочное планирование, такое как пятилетние планы, 3-летние планы, годовой план.
-Долгосрочное планирование: план на 15 лет, план на 20 лет, план на 50 лет.
Подход может быть:
-Централизованный
-Децентрализованный
-Сверху вниз
-Снизу вверх
5.Оценка воздействия на окружающую среду:
Развитие и окружающая среда должны были сосуществовать.
6.Оценка социальных и политических последствий:
7.Реализация:
8.Обзор за середину года: это необходимо для того, чтобы проверить направление.
9.Обратная связь:
10.Анализ последствий:
-качество жизни людей до и после
-качество окружающей среды до и после
-неравенство и неравноправие в регионе
- социальные, религиозные и политические улучшения.
Таким образом, стратегическое развитие территорий показывает, насколько хорошо развиваются условия и факторы развития экономики и общества. На эти тенденции влияет множество факторов. Уровень и сила воздействия факторов на экономику страны определяют тип роста, существующего сейчас в рамках национального хозяйства.
1.2.Организационно-правовые аспекты стратегического развития территории
Главной целью государственного управления социально-экономическим развитием территории является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего в пределах территорий субъектов РФ. В этой связи, общее управление развитием территории достаточно часто отождествляют с управлением в пределах территорий субъектов РФ, при этом осуществление местного самоуправления рассматривается как составная часть системы управления.
Проведение территориальной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития территории.
Главным госорганом, который отвечает за разработку Стратегии социально-экономического развития территорий является Минэкономразвития России. Оно отвечает за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях согласования приоритетов социально-экономического развития территории Российской Федерации и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий для разработки и принятия «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», а также в целях подготовки проектов нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию Стратегии.
Государственное управление социально-экономическим развитием территорий осуществляется посредством формирования эффективной политики. Формирование подобной политики, в какой бы форме она не осуществлялась, является одной из важных и актуальных проблем экономики и ее развития в будущем. Процессы развития территорий в России на данный момент определяются во многом прямо или косвенно федеральными органами власти путем перераспределения по субъектам Федерации бюджетных средств. Однако подобное воздействие не всегда является эффективным и приводит к положительным результатам. Это объясняется тем, что при реализации общей политики должны обязательно учитываться факторы и специфика развития каждой территории.
Успешность функционирования и развития территории зависят в основном от достижения баланса интересов государственных органов власти и общества. В экономике, как науке воздействующая роль и целеопределяющие функции государства являются важнейшими инструментами регулирующими экономику через оказание воздействия на общество в целом. Государство формулирует обоснованно экономические, социальные и иные потребности общества с учетом взаимных интересов — отражая эти потребности в соответствующих экономических программах развития, осуществляя увязку потребностей с наличием перспективы возможности удовлетворения их реализации посредством выработки соответствующих механизмов и создания условий для развития необходимых институтов.
В качестве объектов государственной политики рядом специалистов выделяются: территориальная структура государства; субъекты Федерации; регионы, в силу своих ресурсов или геополитического положения играющие значительную роль в развитии государства; проблемы, локализованные на отдельной территории и имеющие важное значение.
К перечню объектов политики управления развитием территорий следует добавить отдельные предприятия. Предметом государственной политики должно являться согласование интересов государства и территорий в ходе решения общих проблем, т.е. в определении задач политики и методов её реализации должны обязательно участвовать субъекты Федерации".
Целесообразно, чтобы такое согласование охватывало все сферы, все аспекты социально-экономического развития территорий. Это необходимо потому, что общегосударственная макроэкономическая политика существенно трансформируется на уровне субъектов РФ и может привести к противоположным результатам на территориях разных типов.
Наряду с федеральной политикой субъекты РФ разрабатывают и реализуют свою политику, отличие которой "заключается в масштабах решаемых проблем и финансовых источниках".
Действующие в настоящее время федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, договоры с субъектами Федерации, законы и нормативные акты субъектов Федерации не охватывают многих вопросов управления развитием территорий, а нередко и противоречат друг другу. Представляется, что выход из сложившейся ситуации возможен только в результате качественного изменения самого подхода к процессу принятия и реализации законодательных, договорных и других экономико-правовых инструментов управления отношениями, складывающимися между федеральными структурами, региональными органами управления и субъектами хозяйствования.
Необходимость охватить и эффективно управлять таким уменьшением масштаба государства и способствовать появлению необходимых для развития, автономных и подотчетных субнациональных органов власти обеспечивает основное обоснование национальной политики, которая упоминается здесь как “Территориальный подход к местному развитию”. Такая политика основана на признании новой роли, которую должны играть субнациональные органы власти, чтобы противостоять вызовам экономического и социального развития в глобализирующемся мире. Его принятие децентрализующимися странами в таком случае определило бы разницу между реформами децентрализации, обусловленными политикой, и фактическим расширением прав и возможностей автономных и подотчетных субнациональных органов власти, что является критически недостающим звеном между децентрализацией и развитием. Территориальное развитие означает развитие, которое является эндогенным и пространственно интегрированным, использует вклад субъектов, действующих в различных масштабах, и привносит дополнительную ценность в национальные усилия в области развития.
Таким образом, для обеспечения действенного управления социально-
экономическим развитием субъектов РФ необходимо решение ряда проблем, непосредственно касающихся сферы управления: повышение профессионализма и компетентности управленческих кадров, использования ими современных средств автоматизации управленческих процессов; институциональная упорядоченность разработки и реализации политик, с закреплением задач за конкретными органами власти, с чётким разграничением функций и налаженной координацией деятельности этих органов; финансирование государственных полномочий, переданных властям и органам местного самоуправления; оптимизация распределения налогов между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами; приведение законодательной базы субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ, законодательными и иными нормативно-правовыми актами Федерального центра; обеспечение однонаправленности управляющих мер Федерального центра и субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=l366wxc13j, свободный
2. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/?ysclid=l366ymnian, свободный
3. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до конца 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/?ysclid=l366zrp9qn, свободный
4. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ACN&n=97502&dst=100002&ysclid=l3670kkeww#j2Mlp5TIPWhoUE2e2, свободный
5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/strategiya_innovacionnogo_razvitiya_rf/?ysclid=l3671hras6, свободный
6. Стратегии экономического развития регионов РФ до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/?ysclid=l3672cfdu8, свободный
II. Специальная литература:
7. Агаев, И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях/ И.А.Агаев // Российское предпринимательство. – 2018. - №13. – с. 114-123
8. Афанасьева, С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной Палаты РФ/ С.А.Афанасьева // Юридические науки. - №3. – 2019. – с.44-51.
9. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / Л.Д. Андросова. - Москва: Проспект, 2018. - 438 с.
10. Иванова, Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации/ Р.Г.Иванова // Инновационная наука. - №1. – 2018. – 65 с.
11. Лавров, Е.И. Экономический рост: теории и проблемы /Е.И.Лавров. – М.: Инфра-М, 2020. – 512 с.
12. Ломакин, В.К. Мировая экономика/ В.К.Ломакин. – М.: Экономика, 2017. – 350 с.
13. Марков, М.А. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности/ М.А.Марков. – М.: Дашков и К, 2019. – 226 с.
14. Пешкова, Х.В. Бюджетное устройство России: монография / Х. В. Пешкова. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 176 с.
15. Путилов, П.Р. Реальные перспективы развития российской экономики/ П.Р.Путилов // ИГСУ– 2017. - №6. – с.32
16. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А.Смит. – М.: Академия, 2019. – 559 с.
17. Шараев, Ю.В. Теории экономического роста/ Ю.В.Шараев. – М: Инфра-М, 2019. – 427 с.
III. Источники удаленного доступа:
18. федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ , свободный
19. гос. статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statistika.ru/ , свободный
20. минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ , свободный
21. проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru , свободный
22. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ , свободный
23. Портал внешнеэкономической информации России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/ , свободный
24. Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.weforum.org/ , свободный
25. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/ , свободный
26. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/ , свободный
27. государственная система правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ , свободный
28. целевые программы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/ , свободный
29. ВОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/ , свободный
30. Минфин Татарстана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.tatarstan.ru/proekt-byudzheta-i-materiali-k-nemu-845677.htm?pub_id=2956777 , свободный