Фрагмент для ознакомления
2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1 Регулирование банковской деятельности государством
Банковская деятельность – это своеобразный процесс государственного регулирования, который основан на регулярном получении информации о состоянии безопасности банка и появлении угроз, а также выявлении их вероятного воздействия на саму деятельность банка.
Следует отметить, что Центральный Банк России участвует в общей банковской системе лишь как координатор и обозначает «потолок» прибыли для всех кредитных организаций, но не участвует конкретно в каждом случае осуществления денежно-кредитной деятельности.
Конечно, такое направление является весьма важным, но в то же время это не в полной мере позволяет контролировать работу небольших частных банков, а тем самым не позволяя им достичь максимальной прибыли, которую устанавливает сам Центральный Банк.
Здесь гораздо большую роль может сыграть государство с его законодательными актами и принципами регулирования банковского сектора во всех регионах страны.
Двоякая роль такой системы подразумевает и контроль за банковским сектором в полном объеме, регулируя экономическую направленность и способствуя развитию банковского дела с одной стороны и возможностью определить по регионам в необходимости введения там системы банковского обслуживания и необходимость наличия кредитных организаций.
Влияние, осуществляемое в зоне ведения банковской деятельности:
− проведение регистрации и выдача лицензий для банков;
− установление законов, нормативных актов для регулирования за банковским сектором;
− осуществление контроля и надзора за деятельностью банковского сектора.
Банковскую деятельность можно представить постоянно изменяющейся информационной системой, которая по сути отражает остатки и движение по счетам отдельного коммерческого банка.
Регулирование банковской деятельности можно разделить на два уровня: — макро – и микро уровни.
Глобальные процессы могут воздействовать на банковский сектор и это представляет и регулирует макро уровень, микро уровень же в том случае если надзорные органы контролируют банковскую систему, издают законодательные акты и регулируют соблюдение всех пунктов закона. В основном, это считается Центральный Банк и высшая власть в стране.
Государство регулирует банковскую сферу путем введения нормативно-правовых законов и актов, которые тщательно распланированы и характеризуют банковскую структуру в ее нынешнем виде, а также государство призвано вносить необходимые поправки и осуществлять контроль за кредитным сектором.
Банковское право является отраслью законодательства, включающей комплекс норм публично-правового и частноправового характера, направленных на регулирование отношений, возникающих по поводу и (или) в процессе осуществления банковской деятельности. [7]
Поскольку нормы банковского права направлены на регулирование банковской деятельности, необходимо уяснить, что она собой представляет. Легального определения этого понятия нет, несмотря на немаловажное значение обозначения предмета правового регулирования банковского права с точки зрения не только теории права, но и практической деятельности.
Исходя из того, что кредитная организация создается исключительно как хозяйственное общество, следует сделать вывод о предпринимательском характере банковской деятельности и о том, что ей присущи все признаки предпринимательской деятельности, установленные ГК РФ [9].
Чаще всего к банковской относят деятельность, которую осуществляют банки, однако очевидно, что одного субъектного критерия недостаточно как минимум потому, что банк как любое юридическое лицо имеет право арендовать помещение, покупать компьютеры и иное имущество и т.п.
Поэтому в целях правоприменения необходимо различать понятия "деятельность банка" и "банковская деятельность" и выделить дополнительные критерии для определения банковской деятельности. [6]
Распространено понимание банковской деятельности как совокупности банковских операций, совершаемых кредитными организациями и перечисленных в ст. 5 Закона о банках. Это следует из содержащегося в ст. 1 данного Закона определения кредитной организации. Связь между понятиями "банковская деятельность" и "банковская операция" очевидна, однако понятие "банковская операция" в действующем законодательстве не упоминается. [8].
В науке рассматриваются и иные варианты. Так, О.М. Олейник предлагает говорить о банковской деятельности в тех случаях, когда кредитные организации "совершают те или иные действия с финансовыми инструментами, в качестве которых выступают деньги, ценные бумаги и валютные ценности", и определяет банковскую деятельность как систему действий специальных субъектов, "совершаемых ими как участниками единой банковской системы, по поводу денег, ценных бумаг и валютных ценностей как средств платежа, сбережения и как товара".
С данным определением нельзя согласиться, поскольку кредитные организации, будучи участниками банковской системы, совершают операции с ценными бумагами наравне с иными профессиональными участниками фондового рынка, и эти операции не имеют ничего общего с банковской деятельностью и банковским правом не регулируются. [4]
Определить банковскую деятельность можно лишь как осуществление операций, отнесенных к банковским в силу норм права, юридическим лицом - кредитной организацией.
Банковская деятельность в экономическом смысле - "покупка" и "продажа" товара особого рода - денег и (или) ценных бумаг (капитала) - и его перераспределение. Эта деятельность доступна и осуществляется не только кредитными организациями, но и многими другими субъектами предпринимательской деятельности: уже упоминаемыми микрофинансовыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и др. В рамках этой деятельности совершаются и операции, формально не отнесенные к банковским.
В юридическом смысле банковская деятельность - это осуществление банковских операций, перечисленных в ст. 5 Закона о банках, совершаемых исключительно субъектами банковской системы - кредитными организациями и Банком России. [5]
Разделение системы коммерческих банков на однородные группы кредитных организаций с базовой и универсальной лицензией позволяет несколько упростить пруденциальный контроль над частью российских банков. В этом случае меры государственного воздействия должны учитывать кластеризацию регионов по степени развития банковской деятельности, механизм реализации которой представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Механизм повышения эффективности государственного регулирования банковского сектора российской экономики
Представленный механизм позволит учитывать в системе государственного регулирования не только тип лицензии регионального банка, но и условия внешней среды его развития. Критерием результативности предпринимаемых мер пруденциального контроля и надзора в этом случае будет являться сокращение региональной дифференциации банковского сектора экономики и его максимальное приближение к однородности банковского обслуживания.
Отличительным признаком банковского правоотношения является особый субъектный состав. Однако по этому вопросу высказываются различные точки зрения, поскольку от субъектного состава банковского правоотношения зависит место банковского права в системе российского права.
Так, О.М. Олейник, понимая под банковскими правоотношениями "урегулированные частными и публичными нормами права общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности банков и иных кредитных организаций, реализующих свой специфический правовой статус и использующих деньги и иные финансовые средства как средства обращения, сбережения и как товар", выделяет "клиентуру" банков - граждан, юридических лиц, их обособленные подразделения, иные организации - в качестве возможных субъектов банковского правоотношения.
Возникновение банков и банковского дела уходит корнями в далекое прошлое. Известно, что первые банковские операции осуществляли церковные учреждения.
Немало в становление российской банковской системы привнес Петр I. Она расширил торговые связи России с Европой и Востоком, открыл доступ к Черному, Каспийскому, Азовскому и Балтийскому морям, установил правила чеканки российской монеты. Все это дало возможность русским купцам осуществлять торговые операции с иностранными торговцами и создало предпосылки формирования в России собственной банковской системы.
В 1860 г. был создан Государственный банк Российской империи, который выступал как эмиссионер кредитных билетов. Его "непосредственным главным начальником" был министр финансов.
Банковская система России того периода включала основные институты романо-германской правовой системы, при этом имела и некоторые особенности. Например, Государственный банк наряду с исключительным правом эмиссии имел право осуществлять кредитование экономики.
Советская банковская система основывалась на принципах государственной монополии и максимальной централизации банковского дела. Главным звеном банковской системы СССР был Госбанк СССР, который стал единым эмиссионным, расчетным и кассовым центром страны. Он осуществлял также краткосрочное кредитование народного хозяйства. Долгосрочное кредитование и безвозвратное финансирование экономики было возложено на Сельхозбанк, Торгбанк, Промбанк и Цекомбанк.
В 1950-1960-х гг. Госбанк СССР выделяется из системы Министерства финансов СССР и ликвидируются Торгбанк, Сельхозбанк и Цекомбанк. С 1 января 1963 г. в Госбанк передается вся система сберегательных касс.
Таким образом, к середине 1960-х гг. в СССР сложилась государственная банковская система, состоящая из Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Внешторгбанка СССР и Гострудсберкасс СССР. В таком виде она просуществовала вплоть до 1988 г.
С началом перестройки в СССР реформированию подверглась и банковская система. К сожалению, это осуществлялось при отсутствии необходимой законодательной базы в сфере регулирования банковской деятельности. Прежнее законодательство не могло регулировать возникшие новые отношения, но при этом действовал принцип "разрешено все, что не запрещено", а новое банковское законодательство еще не было создано. В такой ситуации имелись все условия для ведения банковских операций вне системы единых правил и вне какой-либо системы контроля.
В 1990 г. был принят Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности", заложивший основы российской банковской системы.
В 1991 г. распался СССР, и банковская система России приобрела свои основные черты. Были созданы два уровня банковской системы: первый уровень - Центральный банк РСФСР, а второй - вновь образованные коммерческие банки. Все субъекты, относимые в ряде стран к так называемому третьему уровню, - страховые организации, кредитные кооперативы, институты микрофинансирования и т.п., российское законодательство того периода оставило "за бортом" банковской системы.