Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Понятие, этапы и задачи цифровизации государственного управления 5
2. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России 10
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цифровая экономика представляет собой важнейшую тему научных дискуссий последних нескольких лет. Необходимо установление в законодательстве обоснованных механизмов контроля со стороны государства за деятельностью субъектов цифровой экономики. Исследование нормативного регулирования цифровых отношений представляет собой стратегическую задачу, являющуюся элементом государственной политики, направленную на обеспечение безопасности всего современного мира и подчинение деятельности отечественных субъектов цифровой экономики существующим международным стандартам.
В настоящее время юридическое сообщество как в России, так и в зарубежных странах активно вовлечено в процесс нормативного регулирования правоотношений в сфере цифровой экономики. Это проявляется как в проведении конференций, форумов, круглых столов на тему цифровой экономики, так и в стремительном росте популярности тематических семинаров и курсов повышения квалификации в данной сфере. Активно создаются рабочие группы, занимающиеся разрешением и уже имеющихся проблем в цифровой среде.
Таким образом, правовое регулирование создания и функционирования цифровой экосистемы должно базироваться на комплексном подходе к цифровым правоотношениям как к социотехнической системе, когда новые технологии перестают рассматриваться только с точки зрения электронно-вычислительной техники и программного обеспечения, а будут представлять собой комплексное явление, определенную экосистему, включающую в себя субъектов, объекты и связи между ними. Реализация этих задач возможна лишь при вовлечении в процесс нормативного регулирования данных правоотношений научных концепций и теоретического осмысления проблем в указанной сфере.
Цель исследования заключается в анализе государственного регулирования цифровой экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, этапы и задачи цифровизации государственного управления;
проанализировать основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России.
Контрольная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
1. Понятие, этапы и задачи цифровизации государственного управления
У понятия «цифровая трансформация» однозначная трактовка на сегодняшний день отсутствует (Приложение 1).
Цифровые технологии в процессе цифровой трансформации создают новые возможности для взаимодействия с гражданами и удовлетворения их потребностей, через оказание государственных услуг.
Цифровизация является мировой тенденцией последних лет. С развитием и освоением цифровых технологий связываются возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития России (Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предполагает «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере»). Для достижения поставленных целей необходимо особое внимание уделить цифровизации государственного управления.
В 2017 г. в Российской Федерации наметился новый этап развития экономики страны, который характеризуется не только необходимостью правового осмысления перспектив устойчивого формирования и дальнейшего развития ее цифрового сегмента, но и необходимостью корректировки действующего законодательства. В июле 2017 г. Правительством РФ была принята Программа цифровой экономики.
Целями Программы являются: создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках; повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.
Как указано в Программе, в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» , Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс»
4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс»
5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // ИПО «ГАРАНТ»
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // ИПО «ГАРАНТ»
7. Беликова, К.М. Цифровая интеллектуальная экономика: понятие и особенности правового регулирования (теоретический аспект) / К.М. Беликова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. - № 8 (99). – С. - 82-85.
8. Борисюк, Н.К. Механизм развития цифровой экономики в регионе: трактовка понятия / Н.К. Борисюк, О.С. Смотрина // Интеллект. Развитие информационно-коммуникационных технологий в стране рассматривалось и рассматривается в науке с позиции концепций постиндустриального общества, сетевой экономики, информационной Инновации. Инвестиции. – 2018. - № 7. – С. 18-22.
9. Добролюбова, Е. И. Подходы к оценке результативности и эффективности переданных полномочий / Е.И. Добролюбова // Вопросы управления. – 2020. - № 2 (45). – С. 40-49.
10. Добролюбова, Е.И., Южаков, В.Н., Александров, О.В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. - № 2. – С. 28-47.
11. Ефремов, А.А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика / А.А. Ефремов // Закон. – 2018. - № 3. – С. 45-56.
12. Иванов, В.В., Малинецкий, Г.Г. Цифровая экономика: от теории к практике / В.В. Иванов // Инновации. – 2021. - № 12. – С. 3-12.
13. Корчагин, C., Польшиков, Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России / С. Корчагин // Свободная мысль. – 2018. - № 1 (1667). – С. 23-36.
14. Косолапова Д.И., Львова М.И. Основные проблемы и их причины в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровое государственное управление» / Д.И. Косолапова // Весенние дни науки: сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. 24-25 апреля 2020 г. – 2020. – С. 382-386.
15. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения 08.10.2022)
16. Южаков, В.Н., Талапина, Э.В., Клочкова, Е.Н., Ефремов, А.А. Государственное управление в сфере стимулирования развития информационных технологий: проблемы и направления совершенствования / В.Н. Южаков // Журнал юридических исследований. – 2020. - Т. 2. - № 3. – С. 89-100.