Фрагмент для ознакомления
2
Ответ:
Спортивное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.
Нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Связь спортивного права с трудовым правом:
Осознавая важность поддержки массовой физической культуры и профессионального спорта в стране, государственные органы часто отмечают высокую значимость развития спортивной сферы в текстах федеральных целевых программ, прогнозах социально-экономического развития и других правовых актах. Хотя в Конституции Российской Федерации не содержится прямого упоминания о праве граждан на занятие спортом, федеральным законодательством оно чётко закреплено.
Самые прочные связи физкультура и спорт имеют с демографической политикой государства. Укрепление здоровья населения, а особенно младших поколений, напрямую зависит от наличия в государстве условий для формирования мотивации граждан к ведению здорового образа жизни. Здоровый образ жизни граждан снижает уровень заболеваемости в стране, способствует снижению распространения таких негативных явлений, как табакокурение, алкоголизм и наркомания.
Пример связи спортивного права и гражданского права- система гражданско-правовых договоров в области профессионального спорта
Например, Договор страхования в сфере профессионального спорта имеет большое значение для цели обеспечения имущественных интересов участников спортивных отношений. В частности, это обстоятельство подтверждается содержанием Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где упоминается такой правовой инструмент, как страхование. В соответствии с указанным законом Олимпийский комитет России обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации РФ на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
2. Раскрыть примерами содержание следующих специальных принципов спортивного права:
1.Обеспечение для всех категорий граждан свободного доступа к физической культуре и спорту, как необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности.
Ответ:
Важность конституционного права на занятие физической культурой и спортом заключается в том, что высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.
Анализировать и раскрывать понятие конституционного права на занятие физической культурой и спортом необходимо по причине, того, что как физкультура, так и спорт - это часть культуры человека, а также что данное право теснейшим образом связано с основным естественным правом человека, получаемым им при рождении – правом на жизнь, являющимся также основной предпосылкой для осуществления всех остальных прав и свобод человека, и имеет высочайшую значимость в системе всех прав.
2.Единство нормативной базы в сфере физической культуры и спорта на всей территории РФ.
Ответ:
Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона о физической культуре и спорте, например, организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий: определяют условия их проведения, в том числе условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях; несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий; имеют право приостанавливать и прекращать такие мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги, а также при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с Законом о физической культуре и спорте и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 353.
3.Сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта.
Ответ:
Саморегулирование со стороны
общероссийских спортивных федераций выражается в следующем.
Во-первых, они вправе утверждать
нормы, устанавливающие права и
обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие
нормы субъектов физической культуры и спорта (п. 5 ч. 1 ст. 16 указанного Закона). При этом, хотя законодатель и выделят субъекты, к которым могут быть обращены нормативные предписания общероссийских
спортивных федераций, следует
признать, что фактически речь идет
о неопределенном круге лиц, так
как перечень субъектов физической
культуры и спорта обширен (в частности, к ним относятся физкультурно-спортивные организации, граждане, занимающиеся физической
культурой и спортом и т. д.).
4.Установление государственных гарантий прав граждан.
Ответ:
Данное положение указывает на то, что каждый человек в соответствии со спортивными традициями нашей страны имеет возможность участвовать в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов, исходя из своих способностей;
5.Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей спортивных и физкультурных мероприятий.
Ответ:
Охрана здоровья спортсменов - одна из приоритетных задач организации спортивного движения.
В соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии одна из основных функций Международного олимпийского комитета - поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов. /Для этого в соответствии с правилом 21 Олимпийской хартии в МОК создана и функционирует Медицинская комиссия, выполняющая следующие обязанности:
применяет Всемирный антидопинговый кодекс и другие правила МОК по допинг-контролю, особенно на Олимпийских играх;
разрабатывает директивы относительно медицинской помощи и здоровья спортсменов.
Это отражает большое значение в организации международного спортивного движения, придаваемое охране здоровья спортсменов.
6.Уважение и соблюдение международных обязательств РФ в сфере физической культуры и спорта.
Ответ:
На территории Российской Федерации могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также самостоятельно распоряжаться полученными от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежными средствами и иным имуществом.
7.Содействие развитию физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите (многодетные, дети-сироты и тд)
Ответ:
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в т.ч. физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
8.Взаимодействие государственных органов в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными образованиями.
Ответ:
Местные и региональные органы управления ФКиС работают в тесном контакте с общественными физкультурно-спортивными организациями, опираются в своей деятельности на «армию» общественников - если в городе действует 100 общественных физкультурно-спортивных организаций, это означает около 1000 активистов (руководителей федераций и членов руководящих органов), вокруг каждого из которых ведется физкультурно-спортивная работа.
По сути дела, эти люди являются волонтерами - добровольными помощниками. Во всем мире движение спортивных волонтеров очень развито.
Известно, что при проведении Олимпийских Игр волонтеры используются очень широко - несколько десятков тысяч человек добровольно приезжают на Игры и бесплатно выполняют различные обязанности. Если бы на всю эту работу необходимо было нанимать людей, бюджет ни одних Игр не выдержал бы этого.
В то же время люди делают это с удовольствием и совершенно бесплатно, потому что благодаря такой деятельности они ближе соприкасаются с Олимпийскими идеалами, не просто смотрят на Игры, а как бы участвуют в них.
То же самое может происходить в любом городе, если правильно организовать и направить общественную активность граждан.
Взаимодействие общественных физкультурно-спортивных организаций и органов управления ФКиС осуществляется на основе договоров о сотрудничестве. Органы управления ФКиС (города или области) берут на себя обязательства по оказанию методической, организационной, информационной, протекционистской и частично материальной поддержки, местные и региональные федерации по виду спорта обязуются развивать данный вид спорта (организовывать тренировки, соревнования, сборы, праздники и т.д.).
3. Найти положения, регулирующие вопросы физкультурно-спортивной деятельности, в следующих Федеральных Законах:
•Гражданский Кодекс РФ (ч.1, 2, 4)
Ответ:
ГК РФ Статья 1062. Требования, связанные с организацией игр и пари и участием в них
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1062 ГК РФ
1. Требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в пункте 5 статьи 1063 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 26.01.2007 N 5-ФЗ)
2. На требования, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, правила настоящей главы не распространяются. Указанные требования подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, либо хотя бы одной из сторон сделки, заключенной на бирже, является юридическое лицо, получившее лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на бирже, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
ГК РФ Статья 1063. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1063 ГК РФ
1. Отношения между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре. (п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
2. Договор между организатором и участником игр оформляется выдачей билета, квитанции или иным предусмотренным правилами организации игр способом. Договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
3. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.
В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.
4. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен оператором лотереи, организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае неисполнения оператором лотереи, организатором игр указанной в пункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от оператора лотереи, организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны оператора лотереи, организатора игр.(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
Градостроительный Кодекс РФ (ст. 14, 19, 23, 35, 48, 48.1, 62)
Ответ:
Статья 33. Строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений
1.Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а также физическим лицам.
Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения могут принадлежать физическим лицам, если такие сооружения построены или приобретены за счет собственных средств указанных лиц.
Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, созданные органами государственной власти (в том числе спортивные сооружения, обеспечивающие централизованную подготовку сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и находящиеся в федеральной собственности), и занимаемые ими земельные участки приватизации не подлежат.
Отнесение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставление льгот по вопросам налогообложения и иным платежам проводятся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлениям соответствующих физкультурно-спортивных организаций в установленном законодательством порядке.
2. Государство принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на условиях договоров и кооперации иные организации.
3.Не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.
4.Нормативы обеспеченности жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта на основе градостроительных норм.
5.Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.
Указанные мероприятия могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных взносов организаций, не имеющих своих спортивных сооружений, физических лиц и других не запрещенных законом источников.
•Лесной Кодекс РФ (ст. 41)
Ответ:
Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности СТ 41 ЛК РФ 1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. 2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. 3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. 4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. 5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
•Водный кодекс РФ (ст. 6, 50)
Ответ:
ВК РФ Статья 50. Использование водных объектов для рекреационных целей
1. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.