Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня законодательно ФСИН России закрепил, что основная задача пенитенциарной системы – это положительная или социально желательная социализация заключенного отбывающего наказание в исправительном учреждении. Однако проблема состоит в том, что действующие положения, разработанные самим ФСИН и МВД России, не соответствуют современным реалиям и практики жизни.
Дело в том, что положение и структура воспитательного процесса имеют множество «узких» мест. В частности, это малое количество сотрудников занимающихся данным вопросом. Однако самое плохое состоит в том, что молодых специалистов часто переводят с одного места службы в другое.
Руководитель отряда постоянно сталкивается с необходимостью самостоятельно, фактически в одиночку заниматься воспитательной работой. При этом его помощники постоянно «исчезают» по причине переводов, направлений на учебу и т.д.
Цель работы - исследовать совет воспитателей как субъект педагогического взаимодействия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, задачи, состав и правовую регламентацию совета воспитателей отряда;
2) исследовать формирование и основные направления работы совета воспитате¬лей отряда;
3) оценить организацию работы совета воспитателей в вашем учреждении, отряде;
4) предложить направления совершенствования работы совета воспитателей.
1. Совет воспитателей отряда: понятие, задачи, состав и правовая регламентация
Воспитательная работа с осужденными в соответствии со ст. 109 УИК можно определить следующим образом. Воспитательная работа - систематическая, основанная на педагогических принципах, методах и формах деятельность исправительных работников, представителей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятиям общественно полезной деятельностью, осознанного отношения к труду, соблюдение требований закона и принятых в обществе норм поведения, повышать свой образовательный и культурный уровень.
Воспитательная работа проводится дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного, совершенных им преступлений и его поведения в период отбывания наказания.
Воспитательная работа осуществляется в форме воспитательной деятельности: конференция, беседа с коллективом, тематическая дискуссия (диспут), встреча, интервью с осужденным в коллективе; конкурс, индивидуальная беседа с осужденным воспитателем, культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия, личное соревнование, соревнования между отрядами осужденных, видеотрансляции на внутренних видео, радиосетях, просмотр тематических телепрограмм.
Для организации воспитательной работы в исправительном учреждении создается материально-техническая база в соответствии с нормами, установленными ФСИН России.
ИУ организует бесплатную демонстрацию художественных фильмов и видеороликов, имеющих образовательное значение. В клубе есть библиотека с читальным залом. Воспитательные мероприятия проводятся в графике, установленном распорядком дня в пределах ИУ.
2. Формирование и основные направления работы совета воспитателей отряда
Следует отметить, что в последние годы большое внимание уделяется совершенствованию работы отрядного звена как основного звена в структуре воспитательной работы с осужденными [3, 4, 5, 6 и др.]. Сегодня ведение воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, полностью регулируется приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции по организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях ФСИН» только в отношении несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях ФСИН России.
В воспитательных колониях, исправительных колониях, поселениях, исправительных колониях общего, улучшенного, строгого режима создаются отрядные советы и совет исправительных учреждений. В тюрьмах, СИЗО и исправительных колониях особого режима создаются отрядные советы.
Совет отряда создается в составе не менее 5 человек из числа положительно доказанных осужденных отряда, выразивших согласие на участие в работе совета отряда. Работа совета отряда организована в форме собраний. Заседания совета отряда и заседания его секций проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Совет отряда:
планирует мероприятия и участвует в их реализации;
принимает осужденных в состав совета отряда и исключает их;
формирует секции совета отряда и координирует их работу;
рассматривает обращения осужденных от отряда, вносит по ним ходатайства в администрацию учреждения исполнения наказаний или совет учреждения исполнения наказаний;
заслушивать отчеты членов совета отряда о проделанной ими работе;
просит администрацию применить к осужденным меры поощрения;
проводит беседы с осужденными в целях соблюдения дисциплины и порядка, установленных для отбывания наказания; проводит интервью с новичками, чтобы помочь им адаптироваться.
Совет ИУ состоит из председателей советов отрядов. Работа Совета ИУ организована в форме заседаний. Заседания Совета ИУ и заседания его секций проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Совет осуществляет следующие действия:
• планирует мероприятия и участвует в их организации и проведении;
• координирует деятельность своих секций;
• заслушивать отчеты членов Совета ИС, членов секций Совета ИС о проделанной работе и предложения по улучшению работы;
• рассматривает предложения членов совета пенитенциарного учреждения о проведении мероприятий, направленных на улучшение условий труда, учебы, быта и т.п.;
• проводит беседы с осужденными об их поведении, рассматривает обращения осужденных и при наличии оснований вносит ходатайства в администрацию мест лишения свободы.
1. отдел по содействию внутреннему порядку и защите прав осужденных
2. секция по пропаганде организации и охраны труда заключенных
3. секция по содействию организации быта и досуга заключенных.
За отделами закреплены:
отдел по содействию внутреннему порядку и защите прав осужденных - зам начальника колонии, или начальник режимного отдела колонии;
отдел по содействию организации и охране труда осужденных - директор или главный инженер РУПП либо заместитель начальника исправительного учреждения по организации труда;
для отдела содействия в организации быта и досуга осужденных - начальник отдела исправительных процессов учреждения исполнения наказаний или его заместитель.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бороздина О.С. Организация педагогического коллектива сотрудников исправительно-трудовых учреждений в вологодском опыте 60-х - 70-х гг. ХХ века / Образование и право. 2020. С. 376-380.
2. Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных: Автореф. дис. …докт. пед. наук. М., 2011. С. 4.
3. Зауторова Э.В. Роль совета воспитателей отряда в организации эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных / Тенденции развития науки и образования. 2018. С. 48-49.
4. Казначеев В. А., Шкиль Д. А. Внедрение типовой модели проведения эксперимента на примере ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4. С. 121-125.
5. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 3. С. 41-47
6. Ковтуненко Л.В. Педагогический потенциал наследия А.С. Макаренко для пенитенциарной практики: учебное пособие / Л.В. Ковтуненко; Воронежский институт ФСИН России. - Воронеж, 2015. - 54 с.
7. Кузнецов М. И. Совершенствование работы начальника отряда исправительного учреждения: проблемы и пути решения // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы юбилейной XX Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк : Кузбасский институт ФСИН России, 2020. С. 117-120.
8. Кутаков Н. Н., Метлин Д. Г. Организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: проблемы и направления совершенствования // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 2. С. 151-157.
9. Литвишков В.М., Вилкова А.В. Коллектив сотрудников-воспитателей в исправительном учреждении// Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - №8. - С. 45 - 51.
10. Макаренко, Антон Семенович. Сочинения : В 7 т. / Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - [2-е изд.]. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957-1958. - Т. 5.
11. Пастушеня А. Н. Повышение качества исправительного процесса требует организационных преобразований // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 3. С. 9-12.
12. Поздняков В. И. Воспитательная работа с осужденными как средство достижения целей наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М.: Юрист, 2004. № 1. С. 35-39.
13. Самиулина Я. В. Пути оптимизации рабочего (служебного) времени начальника отряда исправительного учреждения // Вестник Самарского юридического института. 2021. № 3. С. 80-84.
14. Создание и укрепление коллективов осужденных, и использование их в воспитательном процессе в исправительно-трудовых учреждениях Вологодской области. - Вологда, 1975. - 155 с.
15. Усеев Р. З., Некрасов А. П. Отряд осужденных к лишению свободы: проблемы законодательства, организации и правоприменительной деятельности // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4. С. 81-86.
16. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наукова думка, 1989. 118 с