Фрагмент для ознакомления
2
Корпус двигателя автомобиля ЗИЛ-130 соединяется с поршневым пальцем. Данное соединение имеет размер
Определить:
1. Принятую систему данного соединения.
2. Посадку, основные отклонения и квалитеты отверстия и вала.
3. Верхние и нижние отклонения отверстия и вала.
4. Предельные размеры отверстия и вала.
5. Допуски на изготовление отверстия и вала (сначала подсчитать через их предельные размеры, а затем проверить соединения).
6. Предельные натяги или предельные зазоры данного соединения.
7. Допуск посадки (сначала подсчитать через натяги или зазоры, а затем проверить через допуски на изготовление отверстия и вала).
Выполнить графическое изображение полей допусков данного соединения в масштабе 1000:1, на котором показать их отклонения, предельные размеры и
величины натяга или зазора.
Решение
1. Из условия задачи определяем, что номинальный размер соединения DH = dH = 28 мм; система сопряжение – система вала, посадка переходная
2. Определяем верхние и нижние отклонения отверстия и вала по Стандарту СЭВ 144-75
Для отверстия: ES = -4 мкм = -0,004 мм
ЕI = -17мкм = -0,017мм
Для вала: es = 0 мм;
ei = - 9 мкм = - 0,009 мм.
3. Определяем предельные размеры отверстия и вала.
Для отверстия:
Dmax = DH + ES = 28 + (-0,004) = 27,996 мм
Dmin = DH + EI = 28 – 0,017 = 27,983 мм.
Для вала:
dmax = dH + es = 28 + 0 = 28 мм;
dmin = dH + ei = 28 + (- 0.009) = 27,991 мм.
4. Определяем допуски на обработку отверстия и вала.
Допуск отверстия:
TD = Dmax – Dmin = 27,996 – 27,983 = 0,013 мм
Допуск вала:
TD = dmax – dmin = 28 – 27,991 = 0,009 мм.
5. Определяем наибольший и наименьший зазоры и натяги для данного соединения:
Smax = Dmax – dmin = 27,996 – 27,991 = 0,005 мм;
Nmax = es – EI = 28 – 27,983 = 0,017мм
6. Определяем допуск зазора для данного соединения:
TS = Smax + Nmax = 0,005 – 0,017 = 0,022 мм
Затем выполняем графическое изображение полей допусков данного соединения в М1000:1.
Рис. 1.1 – Схема полей допусков
Задача № 2
Роликовый подшипник класса точности 0 соединяется промежуточным валом автомобиля ЗИЛ-130. Соединение внутреннего кольца подшипника с
шейкой промежуточного вала имеет размер .
Определить:
8. Систему данного соединения.
9. - Верхние и нижние отклонения посадочного внутреннего диаметра подшипника и диаметра вала.
10. Предельные размеры посадочных диаметров подшипника и вала.
11. Допуски на изготовление внутреннего диаметра подшипника и вала (сначала подсчитать через их предельные размеры, а затем проверить через их отклонения).
12. Предельные натяги или зазоры данного соединения.
13. Допуск посадки (сначала подсчитать через натяги или зазоры, а затем проверить через допуски на изготовление подшипника и шейки вала).
Выполнить графическое изображение полей допуска данного соединения в масштабе 1000:1, на котором показать их отклонения, предельные размеры и
величины натяга или зазора.
Решение
1. Данное соединение выполнено в системе отверстия, при этом отверстием является внутреннее кольцо подшипника, а валом – шейка чашки дифференциала заднего моста.
2. В соответствии с ГОСТ 3325-85 для подшипников класса точности 0 в основных типах соединений в системе отверстия применяется посадка 42 L0/h6. При этом предельные отклонения вала номинальным диаметром составляют:
es = 0 мкм
ei = -16мкм
По ГОСТ 3325-85 определим натяги соединения
Nmax = 30мкм
Nmin = 2мкм
Соответственно предельные отклонения отверстия будут равны:
Nmax = es – EI
EI = es – Nmax = 0 – 30 = -30мкм
Nmin = ei – ES
ES = ei – Nmin = -16 -2 =-18 мкм
3. Исходя из величины предельных отклонений для отверстия и вала, определяем предельные размеры посадочных диаметров:
Dmax = D +ES = 42 – 0,018 =41, 982 мм;
Dmin = D + EI = 42 + (- 0,030) = 41,970 мм;
dmax = d + es = 42 + 0 = 42 мм;
dmin = d + ei = 42 - 0,016 = 41,984 мм.
4. Определяем допуски через предельные размеры:
- на изготовление внутреннего диаметра подшипника:
TD = Dmax – Dmin = 41,982 – 41,970 = 0,012 мм = 12 мкм;
- на изготовление вала:
Td = dmax – dmin = 42 – 41,984 = 0,016 мм = 16 мкм.
5. Определяем допуск посадки, который для данного соединения равен допуску натяга или разности максимального или минимального натягов:
ТП = Nmax – Nmin = 30 – 2 = 28 мкм = 0,028 мм.
Проверяем расчет через допуски на изготовление подшипника и шейки вала:
ТП = ТD + Тd = 12 + 16 = 28 мкм = 0,028 мм.
Результат проверочного расчета совпадает с предыдущим результатом, значит, расчет выполнен правильно.
6. По результатам расчетов выполняем графическое изображение полей допуска данного соединения в масштабе 1:1000, на котором показываем их отклонения, предельные размеры и величины натяга или зазора.
Рис.2.1 – Схема полей допусков
Задача № 3
Крышка картера рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53 А крепится к картеру болтами. Соединение имеет размер M10-4H5H/4h.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
2. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч. – 7-е изд., перераб. и доп. – Л.: Политехника,2006.
3. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии: Учебное пособие – М.: Изд-во стандартов, 2007, – 280 с.
4. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандарти-зация и сертификация. Учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2009. – 560 с. ил.
5. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основные отклонения.
6. Тартаковский Д.Ф. Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: Учебник для вузов -.М.:Высш.шк., 2008.