Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Конец XX и начало XXI в. продемонстрировали комплекс трансформаций социальных, экономических, мировоззренческих, культурных и политических отношений.
Суть этих процессов во многом обусловлена переходом «индустриальной» цивилизации к «постиндустриальной», закладывающей основы интегрального информационного общества. Одной из ведущих характеристик современного постиндустриального развития является информационная революция, которая определяет сущность нового этапа в развитии глобального цивилизационного процесса. Россия является частью этого процесса и поэтому важно рассмотреть основные политические и социально-экономические процессы, имевшие место на рубеже столетий.
Объект исследования: Россия на рубеже XX-XXI веков.
Предмет исследования: преобразовательные процессы Россия на рубеже XX-XXI веков.
Цель исследования: осмысление логики реформ и преобразований в современной России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть политические реформы во времена президентства Б. Н. Ельцина и В. В. Путина.
2. Рассмотреть основные национальные символы современной России.
3. Рассмотреть экономические реформы и экономическое состояние постсоветской России.
Политические реформы
Сыграв ключевую роль в предотвращении переворота против Горбачева в 1991 году, Б. Н. Ельцин получил поддержку большинства населения. Он впервые был избран президентом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1991 году, до распада СССР, и был переизбран в 1996 году. В отношениях с теми, кто его окружал, как в правительстве, так и в бюрократии, Ельцин эффективно использовал стратегию «разделяй и властвуй», которая привела к появлению различных фракций, которые боролись друг с другом [1, с. 620]. Действительно, в некоторых случаях бюрократы проводили больше времени в конфликтах друг с другом, чем управляя страной. Ельцин также имел тенденцию часто смещать министров и премьер-министров, что приводило к резким изменениям в политике. На протяжении всего своего президентства Ельцин отказывался создавать свою собственную политическую партию или открыто присоединяться к какой-либо партии или группе партий. Вместо этого он считал, что президент должен оставаться выше партийной политики, хотя он был в центре политического процесса, играя роль влиятельного посредника — должность, которую он жаждал — до своей отставки в 1999 году.
Когда Советский Союз распался, Российская Федерация продолжала управляться в соответствии с конституцией советской эпохи. Пост президента был добавлен в политическую структуру Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1991 году. Однако в конституции не указывалось, какая ветвь, законодательная или исполнительная, обладает высшей властью. Политические разногласия по различным вопросам (например, курс экономической реформы и власть как Коммунистической партии, так и промышленных кругов) проявлялись в виде конституционных конфликтов: сторонники Ельцина утверждали, что высшая власть принадлежит президенту, а его противники – законодательной власти [5, с. 260]. Личные столкновения между Ельциным и парламентским руководством привели к разрыву между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Высокая инфляция и продолжающийся экономический кризис оказывали большое давление на Ельцина. Акцент правительства на финансовой стабилизации и экономических реформах при явном пренебрежении социальными потребностями населения способствовал нарастанию политической борьбы между законодательной и исполнительной ветвями власти. Трудности Ельцина усложнялись тем, что многие депутаты в парламенте были заинтересованы в старой экономической и политической структуре. Лидер парламента Руслан Хасбулатов и Ельцин искали поддержки у региональных элит в своих политических битвах друг с другом, обещая поддержку и привилегии. Политическая битва между Ельциным и Хасбулатовым достигла апогея в марте 1993 года, когда Ельцин был лишен декретных полномочий, которыми он был наделен после попытки государственного переворота в августе 1991 года. Ельцин не был готов принять полное поражение [3, с. 730]. 20 марта Ельцин объявил, что вводит чрезвычайный президентский режим до 25 апреля, когда будет проведен референдум о том, кто «на самом деле правит» Россией. Он заявил, что в этот период любые акты парламента, противоречащие указам президента, будут считаться недействительными [3, с. 737].
Летом 1993 года Ельцин учредил Конституционное собрание для разработки новой конституции. Парламент также создал свой Конституционный комитет. Неизбежно, что президентский и парламентский проекты конституции противоречили друг другу, и все большее число региональных лидеров, поддерживающих парламентскую версию, беспокоило Ельцина. Таким образом, результаты референдума не положили конец политическому конфликту между Ельциным и парламентом, и этот конфликт обострился 21 сентября 1993 года, когда Ельцин издал ряд президентских указов о роспуске парламента и установлении президентской власти, которая просуществовала до в декабре состоялись выборы в новый парламент и референдум по проекту новой конституции. Парламент объявил указ Ельцина незаконным, объявил ему импичмент и привел к присяге его вице-президента Александра Руцкого в качестве президента. Затем оружие было роздано гражданским лицам для защиты здания парламента, известного как «российский Белый дом». 25 сентября верные Ельцину войска и милиция окружили здание. К этому времени толпы сторонников парламента начали заполнять улицы Москвы, и казалось, что в центре столицы вот-вот разразится гражданская война, что побудило Ельцина объявить в Москве чрезвычайное положение 4 октября[2, с. 479]. Вскоре после этого, танки начинают обстреливать здание парламента и находящихся внутри депутатов, что приводит к сдаче в плен и аресту всех, кто находится в здании, включая спикера парламента и Руцкого. После поражения парламентских сил открылся путь к выборам в новый парламент и референдуму по новой конституции в декабре 1993 года.
Новая конституция Ельцина давала президенту широкие полномочия. Президент назначал премьер-министра, который должен был быть одобрен Думой, нижней палатой законодательного собрания, и президент мог издавать указы, имевшие силу закона, если они не противоречили федеральному или конституционному закону. Президент также получил право распустить Думу и назначить новые парламентские выборы [5, с. 267]. По новой конституции премьер-министр был жизненно важным звеном, соединяющим исполнительную власть с законодательной. Хотя премьер-министр был подотчетен парламенту, ему сначала нужно было сохранить доверие президента, чтобы остаться на своем посту.
В первых двух Думах (избранных в 1993 и 1995 годах) Коммунистическая партия Российской Федерации была крупнейшей партией, хотя она никогда не была близка к тому, чтобы стать партией большинства. Коммунистическая партия, унаследовавшая инфраструктуру распавшейся Коммунистической партии Советского Союза, имела самую эффективную общенациональную организацию[4, с. 697]. Другим партиям было трудно распространить свое послание за пределы крупных городских районов. Приверженность партии была слабой; депутаты перескакивали из одной партии в другую в надежде улучшить свои шансы на выборах. Многих беспокоит успех ультранационалистической Либерально-демократической партии России Владимира Жириновского, которая в 1993 году набрала 22,8 процента голосов (хотя впоследствии ее доля голосов снизилась). Тем не менее, несмотря на враждебную, а порой и подстрекательскую риторику в адрес как Ельцина, так и российской внешней политики, партия Жириновского в целом поддерживала исполнительную власть. На протяжении 1990-х годов были основаны сотни партий, но большинство из них просуществовали недолго, поскольку привлекательность многих основывалась исключительно на личности основателя. Например, либеральная партия исполняющего обязанности премьер-министра Егора Гайдара (1992 г.) «Выбор России» потерпела неудачу после того, как Гайдар был изгнан из правительства в конце 1992 г. Партия Черномырдина «Наш дом — Россия» постигла та же участь вскоре после того, как Ельцин отправил его в отставку[5, с. 289].
Итак, правление Ельцина породило кризис легитимности, деинституционализацию, функциональный хаос и десубординацию властных институтов. Поэтому Владимир Путин, став в 1999 г. преемником Ельцина, прежде всего был вынужден заняться восстановлением государственных институтов и управляемости. Усиление государства в этот период объективно означало выполнение следующих задач: институционализацию политического процесса; ресубординацию политической системы; восстановление функциональной спецификации институтов; внедрение согласительных стратегий принятия решений; возвращение утраченного консенсуса между ветвями власти; стабилизацию политических процедур; упорядочение использования государственных ресурсов и контроля центральной власти над ними [1, с. 677].
Фрагмент для ознакомления
3
1. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. – 687 с.
2. История России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / И90 А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.— 520 с.
3. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник для студентов высших учебных заведений / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – Москва: Норма, 2011. – 777 с.
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие /А.Н.Сахаров.- М: Директ-Медиа, 2014.- 701с.
5. Суслов А.Б. История России (1917-1991) : учебник для вузов / Суслов А.Б.. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. — 299 c.