Фрагмент для ознакомления
2
Первоначальный этап расследования уклонения от уплаты налогов граждан и организаций.
Уголовные дела данной категории относятся к подследственности федеральных органов налоговой полиции. Однако методику расследования этих преступлений должны знать также следователи органов МВД и прокуратуры. Это необходимо им в тех случаях, когда при расследовании преступлений своей подследственности они обнаруживают признаки налоговых деликтов.
Расследование уклонений от уплаты налогов с организаций
Расследование уклонений от уплаты налогов с организаций. Представляемые в органы ФСНП материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без дополнительных проверочных действий. Вместе с тем следователю надлежит тщательно проанализировать полученные материалы, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов или страховых взносов, следует при необходимости получить устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие первичные документы.
Для возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в бухгалтерских документах организации доходов (выручки), или искажении расходов, либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия. Уже к этому моменту бывает известен способ совершения налогового преступления, ибо в акте налоговой проверки организации излагается содержание действий ее руководителя и главного (старшего) бухгалтера по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо сокрытию иных налогооблагаемых объектов.
Материалы камеральных и выездных проверок организаций обычно содержат признаки налогового преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без производства дополнительных проверочных действий. Вместе с тем, полученные материалы следователю необходимо тщательно проанализировать, истребовать недостающие документы. Наряду с документацией, связанной с исчислением и уплатой налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, при необходимости следует получить устав предприятия, свидетельство о регистрации и другие первичные документы.
Если поводом к возбуждению уголовного дела послужило сообщение должностного лица (например, директора банка), письмо или заявление гражданина, публикация в СМИ о фактах уклонения конкретной организации от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то проверочные действия будут необходимы. У заявителя берется письменное объяснение, содержащее конкретные факты: наименование и адрес организации, уклонившейся от уплаты налогов, фамилии должностных лиц, по указанию которых это произошло, и подтверждающие документы, например, копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в данном периоде. При указаниях на конкретных субъектов, также осведомленных о налоговом преступлении, берут объяснения и с них.
Для возбуждения уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов или страховых взносов с организаций достаточна совокупность достоверных данных: о месте совершения преступления, занижении в конкретных бухгалтерских документах доходов (выручки), или искажении расходов, либо о сокрытии иных объектов налогообложения, а также о крупном размере сокрытия.
Уже к моменту возбуждения уголовного дела по факту уклонении от уплаты налогов или страховых взносов бывает известен способ совершения преступного посягательства, ибо в акте налоговой проверки излагается содержание действий руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации по искажению в учетных документах данных о доходах (выручке) или расходах либо по сокрытию иных объектов налогообложения. И это вполне оправданно, поскольку, в соответствии со ст.69 действующего УПК, одним из источников доказательств при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел служат акты проверок налогоплательщиков, к которым относятся и акты выездных проверок, если ИМНС РФ проводила проверку соблюдения организацией требований налогового законодательства (ст.87 Налогового кодекса РФ). В этой связи акт налоговой проверки, как и любой другой источник доказательств, должен быть безупречным. Поэтому уже на первоначальном этапе расследования нужно устранить возможные недостатки данного акта. По требованию следователя руководители ИМНС РФ обязаны безотлагательно направлять к нему специалистов для решения возникших вопросов, представлять недостающие документы в 10-дневный срок со дня получения запроса. Кроме того, органы налоговой службы обязаны проводить финансово-бухгалтерские исследования материалов, полученных правоохранительными органами в ходе оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений. Следователь вправе требовать от налоговых органов проведения дополнительных проверок соблюдения налогового законодательства. Другими словами, в настоящее время уже имеется необходимая нормативная база, обеспечивающая получение правоохранительными органами информации, необходимой при расследовании уклонений от уплаты налогов или страховых взносов со стороны и юридических, и физических лиц. Получив из ИМНС РФ материалы, содержащие признаки совершения налогового преступления, следователь возбуждает уголовное дело и принимает его к своему производству. Анализируя исходные данные применительно к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, он выясняет, какие из них установлены, а какие еще ждут своего часа. Тем самым формулируются общие следственные задачи, решению которых способствует план расследования. Установление следователем этих обстоятельств обеспечивает объективность, всесторонность и полноту расследования налогового преступления. При этом следует учитывать те особенности проведения первоначального этапа расследования, которые возникают вследствие того, что налоговые преступления в своем абсолютном большинстве являются групповыми и организованными Имеются в виду: множественность источников доказательственной информации, значительное увеличение трудоемкости расследования, тактическая необходимость в одновременном проведении большого количества следственных и розыскных действий, а также необходимость принятия специальных мер по преодолению противодействия со стороны лидера и членов преступной группы).
Планирование первоначального этапа расследования. Решив, посредством каких следственных действий и оперативных мероприятий оптимальнее решить предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенных ракурсах. Даже версия, не подтвердившаяся при проверке, может стать отправной точкой для новых, более обоснованных предположений.
К рабочим версиям предъявляются следующие требования:
1) они должны базироваться на реальных фактах и документах;
2) быть свободными от предвзятости и односторонности;
3) соотноситься с аналогичными случаями в прошлом. Рабочих версий обычно бывает несколько, они должны развивать и конкретизировать одна другую.
Для первоначального этапа расследования характерны такие следственные ситуации. Первая ситуация. Исходные данные о налоговом преступлении получены оперативно-розыскным путем в результате гласных и негласных мероприятий. Источниками такой информации могут быть: сообщения негласных сотрудников органов налоговой полиции, криминальной милиции, таможни и ФСБ; оперативное наблюдение за процессами производства, перевозки и сбыта сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; негласный осмотр помещений, транспортных средств и бухгалтерской документации; беседы с осведомленными лицами (возможными свидетелями по уголовному делу); консультации со специалистами по результатам оперативно-розыскных мероприятий и бесед; получение образцов для сравнительного исследования; предварительное исследование документов, продукции, сырья и других вещественных доказательств; использование сведений из криминалистических, оперативных и иных специализированных ИПС и банков данных. В таких случаях следственная ситуация имеет признаки проблемной, требует активного применения следователем ФСНП криминалистических приемов и средств для своего разрешения.
Вторая ситуация. Исходные сведения о налоговом преступлении получены из открытых, официальных источников (например, из материалов МНС РФ, актов КРУ Минфина РФ, заключений аудиторских служб и др.). Тогда типичными проверочными действиями будут: инвентаризации и ревизии финансово-хозяйственной деятельности юридического лица; аудиторские проверки по заданию органа, осуществляющего расследование; осмотры помещений и документов; контрольные закупки для получения образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; получение объяснений от должностных, материально-ответственных и иных лиц, осведомленных о налоговом преступлении.
В ходе предварительной проверки могут быть выявлены признаки не только налоговых, но и сопутствующих им преступлений (должностных злоупотреблений, подлогов, растрат, мошенничества и т.п.). На базе исходной информации выдвигаются такие общие версии:
1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов;
2) налоговое преступление совершено организованной группой;
3) налогового преступления нет, но имеются признаки совершения иных уголовно-наказуемых деяний. Типичные частные следственные версии, выдвигаемые на первоначальном этапе расследования:
1) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений;
2) о способах сокрытия налогооблагаемой базы;
3) об источниках незаконного получения сырья и полуфабрикатов;
4) о способах получения налоговых льгот;
5) о путях реализации выпущенной продукции;
6) о криминальных связях подозреваемых, местах хранения средств, нажитых преступным путем, и др.
Планируя расследование, необходимо позаботиться об обеспечении сохранности так называемых документов прикрытия, составляемых для временного оформления фактически бездокументальных операций, а также информации, содержащейся на компьютерных носителях. Следует запланировать также меры по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Определяя в плане средства и сроки решения предстоящих задач, следователь выделяет те из них, которые встанут перед ним уже на первоначальном этапе расследования. По делам об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов с организаций типичными средствами решения задач расследования являются:
1) допросы налогового инспектора и других участников проведенной проверки;
2) допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных должностных лиц организации, причастных к расследуемому преступлению и располагающих важными сведениями;
3) допросы руководства организаций - партнеров;
4) обыски и выемки документов и компьютерных носителей информации;
5) аудиторские проверки, судебно-бухгалтерские или судебно-экономические экспертизы.
Выяснив, уклонение от уплаты каких конкретно налогов или страховых взносов выявлено при налоговой проверке, следователь должен еще раз обратиться к соответствующим разделам налогового законодательства и иным нормативным актам, регламентирующим порядок исчисления и уплаты этих налогов, например, к инструкциям МНС РФ, приказам, письмам и инструкциям Министерства финансов РФ.
Налоговые инспекторы в актах документальных проверок по каждому факту сокрытия объектов налогообложения обязаны указывать, какие именно требования законодательства нарушены. Анализируя закон о конкретном налоге, следователь должен разобраться, к какой категории налогоплательщиков относится данная организация, что является объектом налогообложения по этому налогу и правильно ли он (объект) указан в акте налоговой проверки; каков порядок исчисления этого объекта и соблюден ли он налоговым инспектором; какие сроки уплаты и ставки налога действовали в момент правонарушения и в каких хозяйственных операциях это сокрытие реализовано. Если указанные обстоятельства в акте проверки отражены не четко, необходимо подробно допросить по ним налогового инспектора, собрать сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Отправляясь от криминалистической характеристики налоговых преступлений, на первоначальном этапе расследования дел об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов с организаций нужно установить следующие обстоятельства:
1. Место совершения преступления: название, юридический и фактический адреса организации; к какой категории налогоплательщиков она относится, кто ее учредители; когда и где она была зарегистрирована в качестве хозяйствующего субъекта и встала на налоговый учет.