Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
•Нейропсихология — активно развивающаяся отрасль клинической психологии.
•Основной предмет - мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различия видов психической деятельности.
•На современном этапе развития нейропсихологии можно с уверенностью говорить об адекватности применения нейропсихологических методов диагностики и реабилитации не только к лицам с локальными поражениями мозга, но и к пациентам с такими психическим заболеваниям как деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм.
•За время своего существования нейропсихология, как самостоятельная область клинической психологии, разделилась на несколько отраслей, содержание каждой из которых определяется особым контингентом испытуемых, специфическими целями и задачами. Среди этих отраслей ведущее место занимает клиническая нейропсихология, в рамках которой исследуются различные нейропсихологических синдромы, возникающие при локальных поражениях мозга, а также при его функциональных изменениях. Выделяют нейропсихологию детского возраста, реабилитационное и нейрофизиологическое направления, нейропсихологию пожилого возраста, нейропсихологию индивидуальных различий.
ГЛАВА I
1.Исследование нарушений высших психических функций в медицине
- Узкий локализационизм: функции не имеют внутреннего иерархического строения и являются независимыми друг от друга.
•Автором одной из первых теорий, описывающих изолированные «способности», за которые отвечают определённые области коры, был австрийский врач и анатом Ф. Галль.
•В 1861 году П. Брока с разницей в несколько месяцев продемонстрировал на заседаниях Парижского антропологического общества мозг двух умерших больных, имевших в последние годы жизни выраженное расстройство артикуляции.
•В 1874 году К. Вернике в своей публикации описал десять больных, испытывавших проблемы в понимании речи в сочетании с нарушением способности читать, писать и произносить слова.
•В 1884 году Л. Лихтгейм выделил гипотетический «центр понятий».
•На основе клеточной теории Рамон-и-Кахаль создал нейронную концепцию нервной системы и показал, что нейроны различаются по своему строению, функциям, трофике и проводимости.
- Антилокализационизм: мозг, будучи высоко дифференцированным органом, всегда работает как единое целое.
•Английский невролог Х. Джексон в 60-х годах ХIХ века впервые описал локальные эпилептические приступы.
•В 1929 году в своей книге «Механизмы мозга и интеллект» К. Лешли описал эксперименты с удалением различных участков мозга у крыс.
- Ноэтическое течение в неврологии: невозможность локализации речи или мышления в отдельном «гнезде» какого бы то ни было размера.
•Г. Хэд выделил номинативную, синтаксическую и семантическую афазии.
•Монаков предложил новое понятие — «асемию», определяющую возможность нарушения сложных символических функций при разнообразных по локализации поражениях мозга.
•К. Гольдштейн различал «периферическую» и «центральную» кору.
Развитие представлений о функции как функциональной системе
•Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов выступал против локализационизма и настаивал на рассмотрении организма как единого целого.
•И.П. Павлов подчёркивал участие этих рефлексов в активном, целенаправленном поведении.
•В 1932 году Ч.С. Шеррингтона совместно с Э. Эдрианом получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функций нейронов».
•Канадский нейрохирург американского происхождения У. Пенфилд получил известность благодаря созданию функциональных карт коры головного мозга.
•Таким образом, к началу ХХ века в физиологии и медицине сформировались идеи, благодаря которым психические функции стали рассматриваться как сложные системы, имеющие многокомпонентную структуру.
2.Изучение строения познавательных функций в когнитивной психологии
•Датой «когнитивной революции» принято считать 1956 год
•Когнитивная психология оказала огромное влияние на лингвистику.
•Когнитивный подход к поиску алгоритмов мышления был реализован в 1958 году А. Ньюэллом, Дж. К. Шоу и Г. Саймоном.
•Теории ранней селекции - отбор информации происходил уже на стадии сенсорного анализа стимуляции.
•В 1963 году Д. Дойч и А. Дойч высказали предположение, что каждый сигнал обрабатывается полностью по всем признакам, независимо от того, было ли на него направлено внимание.
•В 1960 году Дж. Сперлинг обнаружил, что зрительная информация сразу после кратковременного предъявления сохраняется в виде чёткого сенсорного образа приблизительно в течение трети секунды.
•Дж. Брунер называл потребности и ценности организующими факторами восприятия.
•В 1983 году Дж. Фодор предположил, что архитектура познания представляет собой не единое целое, а мозаику множества параллельных и относительно автономных процессов.
•В настоящее время ши