Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономика любой страны тесно связана с ее государственной политикой. Государство не может полностью отказаться от регулирования экономической жизни. Главная цель государственного регулирования экономики и его значение на современном этапе развития: соблюдение интересов общества в целом, и особенно уязвимых слоев населения; а также - защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.
Для достижения этих целей государство регулирует деятельность предприятий и предпринимателей с помощью правовых актов: ограничения и запреты на вид товара, объем инвестиций, оборот, размер прибыли, цены. Государственное влияние осуществляется через налоговую систему, обязательные сборы и отчисления, субсидии, концессии, кредитование, государственные инвестиции, реализацию экономических и социальных программ.
Одним из важнейших видов государственного влияния на экономику является регулирование цен. Цена является важнейшим инструментом балансирования денежных требований производителя с возможностями потребителя. Цена является фактором, оказывающим существенное влияние на структуру и объем потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
Сложность ценообразования заключается в том, что цена является циклической категорией. Его уровень в значительной степени зависит от комплекса политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться стоимостным фактором, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателя. Известно, что уровень цен и их изменение особенно чувствительны к населению.
В современную эпоху многие страны предпочитают рыночную модель управления экономикой, как наиболее эффективную систему функционирования экономики, созданную обществом на современном этапе.
Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка [2, с. 25].
Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации.
К числу подобных «провалов» государственного сектора относятся [3, с. 40]:
- неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне);
- искажающее воздействие государственного вмешательства в рыночные процессы;
- бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников;
- ограничения, связанные с политическим процессом;
- неполный учет общественных приоритетов и др.
Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие «провалов» рынка [3, с. 42].
Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Институт государства всегда выступал особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества [2, с. 65].
В разных странах на определенных исторических этапах их развития существовали различные подходы к определению и оценке функционирования государства как института. Но, так как экономики многих стран развивались параллельно и в одном мировом экономическом пространстве, существуют общие черты развития, на разных этапах учитывающие специфику той или иной страны.
Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. Из опыта зарубежных стран известно, что довольно часто регулировщики цен оказываются «поглощенными» крупными компаниями, которые подлежат регулированию.
Нередко это происходит через делегирование компаниями высококвалифицированных специалистов в органы государственного регулирования цен, хотя коррупция в чистом виде также не исключается.
Следует также отметить, что правительства промышленно развитых стран осуществляют контроль и регулирование цен на товары и услуги, имеющие особо важное значение для поддержания жизненного уровня населения или являющиеся результатом деятельности монополизированных производств.
В тоже время опыт стран Западной Европы свидетельствует о том, что нельзя внезапно перейти от административной системы, от регламентированной экономики к чисто рыночной системе [1].
Необходим значительный переходный период и определенная процедура его протекания, т.е. обязателен период существования смешанной экономики, когда рынок связан с государственным управлением и наряду с частными имеются общественные (государственные) предприятия.
При этом ценовой механизм должен способствовать развитию рынка, хотя цены не всегда являются главным звеном формирующейся рыночной системы.
В данном случае, их роль сводится к посредничеству между экономикой и населением с тем, чтобы амортизировать и смягчать трудности, переживаемые экономикой.
Характер переходного периода к рынку, как показывает опыт зарубежных стран, должен быть постепенным, а не радикальным или «шоковым» (хотя в ряде случаев шок также необходим).
В западноевропейских странах после второй мировой войны основной упор был сделан на классические средства, т.е. на восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности труда. При этом спираль «зарплата — цены» находилась в центре внимания экономических служб западноевропейских государств, а либерализация цен, доходов и банковского кредита осуществлялась в течение 40 лет [4, с. 50]..
При этом освобождение цен от администрирования происходило и виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления. В то же время правительства современных промышленно развитых стран продолжают осуществлять контроль и регулирование цен товаров и услуг, имеющих особо важное значение для поддержания жизненного уровня населения, с целью защиты от деятельности монополизированных производств.