Фрагмент для ознакомления
2
Задание:
1. Внимательно прочитать описание ситуаций.
2. Продумать и написать 10 вопросов к каждому члену семьи, проясняющих межличностные отношения внутри семейной системы.
3. Выдвинуть психологическую гипотезу.
4. Продумать диагностический материал, который может быть использован для подтверждения\опровержения гипотезы.
5. Определить стратегии помощи и направления работы с семьей.
Ситуация 1.
К психологу обратилась супружеская пара по вопросу поведения ребенка 9 лет. Мальчик испытывает трудности в обучении, не усваивает образовательную программу (трудности с русским и английским языком, литературным чтением, низкая способность к пересказам) . Ко встрече с психологом отец основательно подготовился – просмотрел вебинары, записал все вопросы, зафиксировал моменты, которые собирался обсудить. На приеме очень волновался и переживал. В ходе работы выяснилось, что отец испытывает чувство вины и стыда. Он считает, что оказывал давление на ребенка, наказывал за неуспехи, заставлял делать то, что находится за пределами возможностей сына. Теперь хочет исправить ситуацию и минимизировать последствия. Требования к ребенку и наказания вызывали непонимание у супруги, что являлось частыми причинами конфликтов. На приеме у психолога женщина часто говорила: «Надо было меня слушать!», «Ну что, добился теперь, что хотел? Теперь по врачам бегать будем?». Мальчик эмоциональный, ранимый. По результатам диагностики определилось недостаточное развитие ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента. Невысокая речевая активность, повышенный уровень тревожности, мотивация избегания неудач.
Решение кейса
1. Продумать и написать 10 вопросов к каждому члену семьи, проясняющих межличностные отношения внутри семейной системы.
Вопросы отцу
1. Расскажите, где и кем Вы работаете?
2. Сколько времени в день у Вас занимает работа?
3. Расскажите, как Вы проводите время после работы?
4. Есть ли у Вас с сыном совместные дела (игры, прогулки)? Если да, то какие это дела? Расскажите о них подробнее.
5. Как обычно Вы проводите выходные дни?
6. Каким бы Вам хотелось видеть Вашего сына? Почему именно таким?
7. Что Вам нравиться в Вашем сыне?
8. Что Вам хотелось бы поменять в Вашем сыне?
9. Как Вы считаете, кто в Вашей семье больше внимания уделяет сыну?
10. Как Вы оцениваете свой вклад
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова О. Применение теста Р. Жиля для исследования межличностных отношений в семье – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy-centre-31.ru/images/docs/sbornik%20po%20diagnosticheskim.docx, (дата обращения 25.10.2022)
2. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидере. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.
3. Метод диагностики межличностных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200104108, (дата обращения 25.10.2022)
4. Психодиагностика «Психологический климат в семье» Методика В.В. Бойко [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psytests.org/boyko/family.html, (дата обращения 25.10.2022)
5. Психодиагностика. «Взаимодействие, ВРР: родитель о сыне-ребенке» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psytests.org/family/vrrd2s-run.html, (дата обращения 25.10.2022)
6. Психодиагностика. «Экспресс диагностика состояния стресса» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psytests.org/psystate/schreiner.html, (дата обращения 25.10.2022)
7. Скляренко Н.И., Лобвнцева К.Г., Черторицкая О.Ю. Сборник диагностических материалов по изучению особенностей семейных и детско-родительских отношений. – Белгород, 2021, 208 с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy-centre-31.ru/images/docs/sbornik%20po%20diagnosticheskim.docx