Фрагмент для ознакомления
2
Менеджмент
Раздел 1. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию (краткий ответ):
1. Понятие функций управления. Общая характеристика основных функций менеджмента: планирование, контроль, организация, мотивация.
Ответ:
Функции управления – это направления деятельности, характеризующие воздействия на объект управления для достижения определенного результата.
Основными функциями менеджмента являются планирование, контроль, организация и мотивация.
Планирование – это функция управления, направленная на распределение задач по времени исполнения. Результатом функции планирования является документ (план), содержащий четкий перечень показателей и мероприятий, достижение или реализация которых установлена в определенное время. Например, план продаж на месяц, план развития производства на год.
Контроль – это функция управления, обеспечивающая сопоставление запланированных или нормативных и фактических показателей. Например, финансовый контроль сравнивает объем расходов, установленных планом расходов с фактическими расходами предприятия или
Организация – это функция управления, обеспечивающая распределение задач, функций, зон ответственности и ресурсов для эффективной совместной работы и достижения цели. Например, организация работы отдела продаж.
Мотивация – это функция управления, направленная на стимулирование трудовой активности персонала, качественное выполнение трудовых функции и достижение организационных целей. Мотивация бывает материальная (зарплата, премии) и нематериальная (похвала, профессиональное развитие).
2. Классификация управленческих решений: запрограммированные и незапрограммированные; интуитивные; рациональные.
Ответ: Запрограммированные управленческие решения разрабатываются по четко установленному алгоритму, последовательному перечню действий. Применимы в стандартных, повторяющихся ситуациях. Незапрограммированные решения принимаются в ситуации неопределенности и допускают отклонения от стандартной процедуры разработки и принятия решений. Эффективны при разработке стратегии, определении долгосрочных целей организации. Интуитивные решения базируется на личном опыте и субъективном восприятии лица, принимающего решения, зачастую не имеют обоснования. Рациональные решения принимаются на основании объективных показателей, имеют обоснование.
3. Методы принятия решений.
Ответ:
Выделяют коллективные, количественные и качественные (неформальные) методы принятия решения. Коллективные методы, такие как метод Дельфи, метод «мозгового штурма», обсуждения, предполагают участие нескольких человек в процессе принятия решений. Данные методы основаны на сборе и систематизации альтернатив управленческих решений, из которых выбирается наиболее оптимальный с точки зрения достижения цели вариант.
Количественные методы – это методы рационального выбора, основанные на использовании показателей и фактических данных. Количественные методы используются при построении статистических, математических моделей, в автоматизированных программах поддержки управленческих решений.
Качественные (неформальные) методы предполагают творческий подход, сочетание логических и интуитивных доводов в процессе обсуждения управленческих альтернатив. Примером таких методов является экспертный опрос.
4. Понятие мотив, мотивация, стимулирование.
Ответ:
Мотив – это внутреннее побуждение к действию, удовлетворению потребностей.
Мотивация – это система мотивов, побуждающих к определенной деятельности, а также управленческий инструмент воздействия на трудовое поведение (система мотивации в организации).
Стимулирование – это внешнее воздействие на деятельность других людей с целью активизации труда или достижения иных целей.
5. Содержательные теории мотивации и их характеристика.
Ответ:
Содержательные теории мотивации основаны на понимании потребностей как основной движущей силы деятельности. К таким теориям относится: иерархия потребностей А.Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория К. Альдерфера. Основные характеристики данных теорий:
1) на эффективность трудовой деятельности оказывают влияние потребности работников;
2) потребности многообразны и иерархичны. На базовом, низшем уровне находятся физиологические потребности, затем потребности в безопасности, социальной принадлежности, престиже, самореализации;
3) сначала удовлетворяются базовые потребности, затем потребности более высокого уровня;
4) стимулирования труда допускает сочетание позитивной и негативной мотивации: вознаграждения и наказания;
5) ведущие потребности зависят от уровня, который занимает работник в организационной структуре: менеджеры и руководители в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности в самореализации, рядовые исполнители – в безопасности и принадлежности к группе.
6. Процессуальные теории мотивации и их характеристика.
Ответ:
Процессуальные теории мотивации изучают поведение людей при достижении цели. К процессуальным теориям относят: теорию ожиданий В. Врума, теорию справедливости Дж. Адамса, комплексную теория мотивации Портера-Лоулера, теорию X и Y МакГрегора.
Основными характеристиками процессуальных теорий являются:
1) на трудовую деятельность влияют не только потребности, но и ожидание вознаграждения;
2) в качестве мотивирующего фактора может рассматриваться субъективная оценка справедливости распределения вознаграждений в рабочей группе;
3) мотивация к трудовой деятельности учитывает затраченные усилия, полученный результат в виде объекта трудовой деятельности и вознаграждения, а также степень удовлетворенности сотрудника процессом и результатом труда;
4) стиль управления и восприятие сотрудников влияет на выбор способов мотивации. При восприятии сотрудников как безынициативных, пассивных, нежелающих эффективно трудится, преобладает материальная мотивация (деньги) и инструменты контроля. Восприятие сотрудников как ответственных, активных, готовых к развитию и достижению результата актуализирует способы нематериальной мотивации: признание, профессиональный и карьерный рост, самореализация.
7. Виды коммуникаций. Барьеры коммуникаций.
Ответ:
Выделяют следующие виды коммуникации:
1) по форме общения: вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика);
2) по статусу участников взаимодействия: межличностные (между людьми как личностями) и организационные (между людьми, как сотрудниками организации);
3) по каналам общения: формальные, официальные и неформальные (личные);
4) по каналам коммуникации: вертикальные – между разными уровнями организационной структуры и горизонтальные – между представителями одного уровня организационной структуры;
5) по направленности: нисходящие – от руководителя к исполнителю и восходящие – от исполнителя к руководителю, а также входящие – от представителей внешней среды в организации и исходящие – от организации к представителям внешней среды, а также внутренние коммуникации – внутри одной организации.
Барьеры коммуникации:
1) особенности и черты личности, такие, как невнимательность, неумение слушать, формулировать свои мысли, повышенная эмоциональность, нервозность, неготовность к взаимодействию;
2) физические барьеры – внешние материальные объекты и факторы, препятствующие эффективной коммуникации: стены, перегородки, повышенный уровень шума, отсутствие телефонной связи;
3) семантические или смысловые барьеры, обусловленные противоречиями в понимании слов, действий;
4) языковые и культурные барьеры ¬– ограничения, вызванные расхождением культурных образцов, норм, правил представителей различных национальностей, стран;
5) организационные барьеры – препятствия для коммуникации в организации вызванные разветвлённой организационной структурой, большим количеством иерархических уровней, невозможностью личной встречи с сотрудником, бюрократическими факторами;
6) временные барьеры – ограничения, связанные с разницей во времени, например, между Москвой и Владивостоком;
7) высокий уровень трудовой и информационной нагрузки – большое количество обращений, контактов, задач, необходимость одновременно выполнять несколько функций;
8) ограничения на распространение информации – применяется для информации, имеющей коммерческую ценность или высокую степень конфиденциальности;
9) социальные барьеры, возникающие из-за различий представителей социальных групп, например, при коммуникации носителей разного социального статуса, значительной разности в возрасте.
8. Смысл и ценности организационной культуры. Влияние организационной культуры на эффективность организации.
Ответ:
Смысл организационной культуры заключается в формировании единых ценностей, норм, культурных образцов, обеспечивающих сплочение и эффективное взаимодействие трудового коллектива. Основными ценностями организационной культуры являются: развитие, лидерство, сотрудничество, взаимная поддержка, результативность, эффективность, социальная значимость, поддержание внутреннего порядка, устойчивое развитие и многие другие.
Влияние организационной культуры на эффективность организации заключается в следующем:
1) организационная культура определяет стратегические приоритеты организации: миссию, ценности, видение, долгосрочные цели;
2) трансляция основных положений, ценностей, правил, целей, от руководства к исполнителям и от действующих сотрудников к тем, кто недавно трудоустроился в организацию;
3) дополнительная нематериальная мотивация сотрудников, включающая признание, уважение, создание условий для профессионального и карьерного роста, оптимального социально-психологического климата в трудовом коллективе;
4) экономия средств организации на привлечение, обучение и адаптацию новых сотрудников;
5) повышение степени индивидуальной ответственности сотрудников за достижение организационных целей.
9. Управление организационной культурой. Типы организационной культуры: культура власти; ролевая культура; культура задачи; культура личности.
Ответ:
Управление организационной культурой – это деятельность по формированию, корректировке и развитию организационной культуры, необходимой для достижения целей организации, реализации выбранной стратегии, повышение конкурентоспособности и устойчивости.
Основными типами организационной культуры являются:
1) культура власти – базируется на концентрации управленческих функций в руках вышестоящего руководителя или собственникам организации, имеет черты авторитарной культуры, эффективна в условиях изменений, когда необходимо быстро принимать решения и обеспечивать их реализацию;
2) ролевая культура – основана на четком распределении функций и зон ответственности, характерна для бюрократических систем, эффективная в стабильных условиях;
3) культура задачи – ориентирована на решение конкретных задач и достижение результатов, эффективна в условиях неопределенности, новизны,
4) культура личности – базируется на признании ценности отдельной личности, характеризуется достаточной степенью свободы и творчества в деятельности сотрудников организации, эффективна в инновационных организациях и креативных, творческих проектах.
Задание 2. Решите задачу. В предшествующем периоде на предприятии было изготовлено 1200 ед. продукции. В результате внедрения на предприятии системы мотивации сотрудников в отчетном периоде объем производства был увеличен до 1700 ед. продукции. Цена ед. продукции в отчетном периоде увеличилась на 4% и составила 1250 руб. Себестоимость ед. продукции по сравнению с предшествующим периодом снизилась на 2% и составила 980 руб. Определить темп прироста чистой прибыли предприятия в отчетном периоде, как результат эффективности изменений.
Ответ: темп прироста чистой прибыли составил 89,4%
Показатель Прошлый период Текущий период Темп прироста, в %
Количество продукции, ед. 1200,0 1700,0 41,7
Цена единицы продукции, руб. 1202,0 1250,0 4,0
Себестоимость единицы продукции, руб. 1000,0 980,0 -2,0
Чистая прибыль, руб. 242400,0 459000,0 89,4
II. Тестовые задания:
Ответьте на тестовое задание.
(Выделить правильный ответ полужирным шрифтом).
1. Основатель (основной автор) классической, школы управления:
а) Ф. У. Тейлор;
б) А. Файоль;
в) Э. Мэйо;
г) А. Маслоу;
д) Г. Саймон;
е) Ф. Герцберг;
ж) С. Адамс.
2. Хотторнские эксперименты возглавлял:
а) Ф. У. Тейлор;
б) А. Файоль;
в) Э. Мэйо;
г) А. Маслоу;
д) Г. Саймон;
е) Ф. Герцберг;
ж) М. Вебер.
3. Иерархию человеческих потребностей первым разработал:
а) Ф. У. Тейлор;
б) А. Файоль;
в) Э. Мэйо;
г) А. Маслоу;
д) Г. Саймон;
е) Ф. Герцберг;
ж) М. Вебер.
4. Разработка принципов и функций управления является достижением:
а) школы научного управления;
б) школы административного управления;
в) школы человеческих отношений;
д) бихевиористской школы управления;
е) классической школы управления.
5. Э. Мэйо является основателем:
а) школы административного управления;
б) школы научного управления;
в) школы человеческих отношений;
г) бихевиористской школы управления;
д) классической школы управления.
6. Г. Эмерсон является представителем:
а) школы научного управления;
б) школы науки управления;
в) школы человеческих отношений;
г) бихевиористской школы управления;
д) классической школы управления.
7. В какой из школ управления были впервые выделены управленческие функции?
а) школа научного управления;
б) административная, или классическая школа управления;
в) школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;
г) школа науки управления, или математическая школа управления.
8. В какой из школ управления были впервые сформулированы принципы управления?
а) школа научного управления;
б) административная, или классическая школа управления;
в) школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;
г) школа науки управления, или математическая школа управления.
9. В какой из школ управления были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?
а) школа научного управления;
б) административная, или классическая школа управления;
в) школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;
г) школа науки управления, или математическая школа управления.
10. Организационная структура управления, где принятие решений полностью сосредоточено в руках одного лица (руководителя, хозяина), который непосредственно направляет всю деятельность исполнителей и объединяет в своих руках полномочия называется
а) простая линейная
б) сложная линейная
в) функциональная
г) проектная
д) дивизиональная
11. Организационная структура управления, где самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции
а) простая линейная
б) сложная линейная
в) функциональная
г) проектная
д) дивизиональная
12. Временная структура управления, создаваемая для решения конкретной задачи, когда необходимо произвести быстрые и глубокие изменения в области техники, технологии, продукции, управлении
а) простая линейная
б) сложная линейная
в) функциональная
г) проектная
д) дивизиональная
13.Передача на нижние уровни системы управления основных полномочий жизнедеятельности системы и ее развития называется
а) децентрализация
б) управление
в) менеджмент
г) централизация
д) риск-менеджмент
14. К преимуществам децентрализации относятся
а) низкая инициативность
б) повышает объективность принятия решений
в) перегрузка руководства
г) делает организацию гибкой
д) снижается оперативность и гибкость
15.Концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации называется
а) децентрализация
б) управление
в) менеджмент
г) централизация
д) риск-менеджмент
16. Административные методы управления предполагают
а) внушение
б) кредитование
в) организационное регламентирование
г) нормирование
д) ценообразование
17. Характеристикой функционального руководителя является
а) контролирует всю деятельность организации
б) контролирует определенную сферу деятельности
в) несет ответственность за судьбу компании
г) отвечает за разработку стратегии организации
д) отвечает за инвестиции компании