Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СЛУШАНИЕ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1 Слушание как важная компетенция журналиста 5
1.2 Нерефлексивное и рефлексивное слушание 5
ГЛАВА 2 АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЕ 8
2.1 Сущность активного слушания 8
2.2 Приемы активного слушания 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность работы журналистов во многом измеряется их способностью взаимодействовать с источниками на этапе сбора новостей. Журналисты ссылаются на участников новостного процесса как на источник. Источником для журналиста является лицо, организация или документ, которые журналисты цитируют в новостном блоке.
Взаимодействие журналистов с источниками влияет на их способность производить достоверный новостной продукт. Журналисты фиксируют через интервью настроения общества, отношения или мнения людей, и это является обязательным методом для получения информации, потому что многие проблемы могут быть не замечены непосредственно журналистом. Так, использование человеческих ресурсов в качестве источника привело к тому, что ученые-журналисты считают навык интервьюирования одним из приоритетных компетенций в журналистике, охватывающим все коммуникационные сферы.
Навыки коммуникации играют важную роль в социальной жизни человека. Они позволяют нам не только обмениваться информацией, но также анализировать ее, запоминать, давать ей субъективную или объективную оценку. Поэтому неудивительно, что изучением этих навыков занимается множество специалистов из разных областей. Среди зарубежных исследователей коммуникативных навыков можно назвать следующих: И. Атватер, М. Беркли-Ален, Д. Карнеги, Е.А. Мелибруда, В. Сатир, А. Пиз. Среди отечественных - это Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, А.А. Крылов, А. Добрович, М.С. Мириманова, Ю.Н. Емельянов, Т.Г. Григорьева, В.И. Андреев, В.П. Шейнов, М. Кипнис и др.
Целью данной работы является рассмотрение видов слушания в журналистской практике, техник активного слушания.
Задачи:
- описать слушание как важную компетенцию журналиста;
- рассмотреть нерефлексивное и рефлексивное слушание;
- изучить сущность активного слушания ;
- проанализировать приемы активного слушания.
Объект исследования – слушание в журналистской практике. Предмет исследования – активное слушание в журналистской деятельности.
ГЛАВА 1 СЛУШАНИЕ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ
1.1 Слушание как важная компетенция журналиста
Коммуникативные навыки важны в повседневной жизни, но в журналистской сфере они приобретают особое значение. Для осуществления эффективной коммуникации существенную роль играют два основных коммуникативных навыка: слушание и говорение.
Каждый из этих навыков можно представить в виде единства двух компонентов - формы и содержания. При таком подходе навык слушания состоит из двух тесно взаимосвязанных умения - восприятие на слух (форма) и активное слушание (содержание).
Говорение также можно представить как произносительные умения и содержание (смысловая сторона) речи.
Слушание является критически важной компетенцией, в соответствии со всей литературой об эффективности интервью .
Если журналисты затрудняются выслушать кого-то, они, вероятно, не смогут определить суть проблем или вспомнить детали, необходимые для участия во взаимодействии. На лекциях студенты, которые не обладают достаточным слухом, не в состоянии определить основные идеи лекции или понять устные указания в аудитории. Слушание также часто изучают, чтобы проверить навыки общения, исследуя способность участников запоминать детали разговора.
1.2 Нерефлексивное и рефлексивное слушание
Будущему журналисту необходимо овладеть двумя видами слушания – нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание представляет собой внимательное – почти без вмешательства в речь собеседника – молчание. Однако для журналиста, цель которого – получить информацию, одного только нерефлексивного слушания недостаточно. В своей профессиональной деятельности он чаще прибегает к другому –
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Авдеева А. П., Проблема социальной компетентности специалиста // Мир психологии. — 2021. — № 4. — С. 180-186
2) Бадрутдинова Ф.И. Коммуникативные приемы интервьюеров электронных СМИ республики Татарстан//НАУЧНЫЙ ТАТАРСТАН. 2020. № 1. С. 67-68
3) Карякина С. Н., Проблема коммуникативной компетентности студентов вузов // Образование и общество. — 2018. — № 3/4. — С. 102-105
4) Памятка для журналистов, освещающих публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования - согласованные и несогласованные) // Журналист. — 2022. — № 5/6. — С. 4-5.
5) Серпикова М. Б. Формирование и развитие профессионально значмиых коммуникативно-речевых компетенций студентов-будущих журналистов в практике обучения иностранному языку/ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ. Сборник научных трудов. Том Выпуск 6. Под редакцией Е.В. Федоткиной. Москва, 2019. С. 46-51
6) Чанкова Е. В., Коммуникативная компетентность личности в современном меняющемся мире // Социальная политика и социология. — 2015. — Т. 14, № 3, ч. 1. — С. 74-78