Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сущность экономической деятельности человека тесно взаимосвязана с таким понятием как экономическое поведение, которое выступает наглядной формой ее осуществления. Изменяя свои права собственности в процессе экономической деятельности, индивид демонстрирует многообразие экономического поведения. Права собственности на ресурсы предоставляют человеку возможность производить самостоятельный выбор, инициировать интересующее его поведение, и в итоге осуществлять собственное развитие на основе самоопределения. Права собственности диктуют необходимость постоянного развития индивидом всех своих способностей, а не только способностей по управлению правами собственности .
Ценность (привлекательность) прав собственности определяются не только выгодой (пользой) от использования ресурсов и связанных с ними издержками, но зависит от способностей индивида по созданию значимых для себя дополнительных эффектов (интерналий), а также величины трансакционных издержек.
Новая институциональная экономика, базирующая на постоянно развивающихся теории прав собственности и экономической теории трансакционных издержек, наиболее полно воссоздает поведенческую природу человека. Мотивы предопределяют многообразие поведения человека в процессе его экономической деятельности .
Целью данной работы является рассмотрение институтов в механизме мотивации поведения, эффективности поведения как фактора распространения и закрепления норм.
Задачи:
- рассмотреть мотивационные институты трудовой активности;
- изучить экономическое поведение и его мотивацию;
- проанализировать институциональную ловушку.
1 Мотивационные институты трудовой активности
Специальные исследования, посвященные комплексной характеристике мотивации экономической активности, основных путей формирования ее институциональных механизмов в переходной экономике практически нет.
По словам Е.П. Ильина, чтобы заставить человека сделать что-то, нужно что-то такое предпринять, чтобы этот человек этого захотел сам .
В связи с этим, управленцы должны мотивировать каждого исполнителя.
Понятие «мотивация» пока не получила конкретного, единого определения. Авторы по-разному ее характеризуют, учитывая свое научное направление.
Мотив в широком своем понимании – все стимулирующее человека на более активное поведение: цели, инстинкты, эмоции и пр.
Т.Ф. Бурнс вывел теорию, гласящую о нахождении мотива в самом человеке . Если говорить иначе, то мотив – что-то совершенное, которое находится в сознании человека, это насыщенное энергией представление предмета, который очень важен и необходим .
Вместе с тем, зарубежные исследователи Э. Шейн, М. Мескон, Ф. Хедоури считают, что мотивация является процессом своего побуждения и других к деятельности, чтобы достичь своих задач либо задач организации. Соответственно, сделав анализ подходов к определению термина «мотивация», можно наблюдать общие признаки, для которых характерны функциональные движущие силы, определяющие поведение живых существ.
Вся суть в том, что каждое предприятие работает по индивидуальному графику, значит, на разные коллективы могут обладать воздействием разные методы и формы мотивации работников к труду.
Возможно выделение трех методов стимулирования работников организации к труду. Это организационно-административный (организационный), экономический, а также социально-психологический (морально-психологический) метод. Проведем более подробное рассмотрение каждого из них.
К экономическому методу включают виды финансовой мотивации каждого сотрудника к работе. К примеру, премирование, определенный процент надбавок и пр. . Еще не так давно считалось, что этот метод мотивации имеет наибольшую эффективность, но в экономическом методе мотивации к работе существуют свои особенности.
В первую очередь, должна присутствовать четкая синхронизация с планами работы организации. Материальные поощрения необходимы для быстрого получения своевременных результатов от поставленных задач. Эту форму стимулирования труда для персонала необходимо применять в случае необходимости достижения конкретных целей. При этом рекомендовано на общем совещании сообщить всему персоналу о принципах и критериях начисления и выплаты денежных поощрений.
Во-вторых, для поддержания заинтересованности к данной мотивации, необходимо проводить периодическое обнародование промежуточных итогов работы других представителей персонала, подразделений и т.д.
Оценив, кто лидирует, а кто немного отстал, подчиненные мобилизуют свои силы для получения обещанного поощрения.
В-третьих, необходимо четкое обоснование финансовой мотивационной системы, материальные поощрения не должны иметь систематический характер. То есть, в случае ежемесячного начисления персоналу некоторой суммы, то вскоре эта выплата будет восприниматься не как стимул к хорошей работе, а как должная и ожидаемая прибавка к зарплате.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Беляев И.А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник ОГУ. 2009. No1. С. 9 – 12.
2) Бурнс, Т. Ф. Культура менеджмента / Т.Ф. Бурнс. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 385 с.
3) Гапоян Л. Т., Мнацаканян Д. М. Институциональные ловушки в российской экономике//СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ. 2019. № 1. С. 277-280
4) Зайцев, Г. Управление кадрами в организации: персональный менеджмент / Г. Зайцев. – СПб.: Питер, 2019. – 248 с.
5) Захарченко, В.В. Мотивы и стимулы / В.В. Захарченко // Управление персоналом. – 2020. – No8. – С. 22-26.
6) Иванов А.В. Модернизация России и институциональные риски//Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Cб. науч. трудов. / Под ред. проф. В.Н. Белова. – Саратов: Издат. центр «Наука». – 2011.
7) Ильин, Е. П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. –
8) 371 с.
9) Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М.: АСТ. 2014. 331 с.
10) Миропольский Д.Ю. Очерки теории продукта: потенциальные формы капитала и плана эпохи до разделения труда. Изд-во СПбГЭУ, 2015. 152 с.
11) Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики\ Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги Начала. – 1997
12) Пирогова О.Е. Оценка интеллектуального капитала предприятий на основе модели остаточной прибыли Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. No 2 (44). С. 32-36.
13) Пирогова О.Е., Чжан Цзяньлинь. Институционально-мотивационные механизмы трудовой активности//СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, Председатель организационного комитета Колмыкова Татьяна Сергеевна. Курск, 2021. С. 198-202
14) Романова А. М., Бородин А. В. О мотивации труда в естественных монополиях// ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Том Часть 1. 2018. С. 154-156
15) Сухарев О.С. Информационная экономика, трансакционные издержки и развитие / Экономика и предпринимательство. 2012. No2. С. 10 – 17.
16) Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Малые философские сочинения. М.: Терра – Книжный клуб; Республика. 2001.
17) Щербаков И.В. Мотивы экономической деятельности человека с позиции новой институциональной экономики//RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. 2020. № 3. С. 25-30