Фрагмент для ознакомления
2
Контроль для всех руководителей мыслящих, прежде всего на стратегическом уровне, выступает в качестве основы для реализации задач в области управления как коммерческих предприятий, так и государственной, не смотря на масштабы и тип деятельности. В качестве разновидности контроля выступает именно финансовый контроль. При помощи финансового контроля можно разработать правильную политику функционирования предприятия, принимать верные управленческие решения, расходовать прибыль организации наиболее действенно, а самое главное существуют возможности для достижения целей предприятия быстрым образом при помощи оперативных решений. В этом будет состоять значимость того, что система финансового контроля должна быть со времени создания предприятия. В данном случае цель, задачи организации возможно будет достигнуть наиболее оперативно, что поспособствует скорейшему росту организации.
Что же говорить о его отсутствии, то неэффективное и нерациональное использования финансов и ресурсов компании в целом будет иметь место сразу же. А если же компания взаимодействует с государством, то неизбежны потери денежных средств государственных, вследствие чего участие в последующих мероприятиях можно отложить на долгое время, если не навсегда. Также для коммерческой организации велика вероятность потери прибыльности и даже вероятность стать банкротом.
Более того возрастают издержки производимой продукции или услуг, которые оказывает предприятие. Также растут расходы на содержание «лишнего» персонала, слишком высокооплачиваемого и прочие выплаты сотрудникам, не имеющие экономической целесообразности для предприятия.
Цель работы состоит в изучении финансового контроля, его видов, форм и методов проведения.
Финансовый контроль, его виды, формы и методы проведения
Понятие контроля сформулировали и многие авторы в своих работах. Н. Т. Белуха указывает, что это «система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений». А.Г. Грязнова и соавторы определяют контроль как систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта для выявления отклонений от принятых стандартов путем рассмотрения последовательности действий [4].
Представленные дефиниции позволяют выделить основные признаки рассматриваемой категории: это система наблюдения, которая проявляется во всех сферах жизни общества, имеет целью проверку и выявление отклонений, а объектом – законность и целесообразность.
Осуществление контроля во всех сферах жизни общества обусловливает разнообразие его направлений, одним из которых является финансовое. Эффективное функционирование государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений. Успешность государственной финансовой системы обеспечивает финансовый контроль.
Современный экономический словарь приводит два значения термина: «1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами» [3].
По определению. Т. Е. Гварлиани и С. В. Черемшанова, финансовый контроль – это функция управления финансовой системой, с помощью которой субъект, управляющий одним из ее звеньев, получает полную и достоверную информацию о правильности и эффективности функционирования системы. С точки зрения А. Н. Козырина, это «осуществляемая с использованием специфических организационных методов и форм деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом определенными полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления новых резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности» [5].
Таким образом, финансовый контроль представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансовой системы государства, осуществляющих наблюдение за формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в целях установления законности и целесообразности финансовых операций, оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Основная функция института – обеспечить эффективность формирования и расходования денежных средств, находящихся в собственности или введении субъекта экономики.
Финансовый контроль подразделяется на негосударственный и государственный. Последний представляет собой осуществляемую в рамках права процедурную деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе реализации финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей. Л. А. Дробозина приводит следующую дефиницию: контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально организованных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, организаций), который осуществляется с применением особых методов и включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств [3]. Эта трактовка упоминает применяемые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Михайлова А.А. Роль методов финансового контроля в условиях рыночной экономики // В сборнике: Первая ступень в науке Сборник трудов по результатам работы Х Международной научно-практической студенческой конференции. 2021. С. 174-176.
4. Султанова Х.Р., Султанов С.Ш. Финансовый контроль как метод анализа фининсового состояния РФ // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. 2020. № 2. С. 675-683.
5. Терещенко Э.Ю., Басиста В.В. Совершенствование методов проведения финансового контроля // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2021. № 79. С. 171-175.