Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Информационная революция, суть которой состоит в появлении мировой «электронной паутины» - Интернета полностью изменила нашу жизнь .
В условиях интенсивного экономического развития большинство стран стремится повысить свою национальную конкурентоспособность и расширить долю национальных компаний как на внутреннем, так и на мировом рынках. В то же время повышение конкурентоспособности становится все более затруднительным и требует использования более новых методов и способов привлечения инвестиций и инициирования инноваций.
Но рыночная экономика сама по себе не может обеспечить развитие инноваций и повышение экономического роста, что связано с наличием различных интерналий и экстерналий, барьеров для развития стартапов в виде монополий, а также циклического характера развития. Это подтверждается тем фактом, что рыночная экономика сталкивается с многочисленными проблемами, в том числе в области ускоренной технологической модернизации и инновационной индустриализации. При этом ведущие мировые державы разрабатывают новые программы стимулирования инновационного роста в целях развития новых индустрий с применением цифровых технологий и ускоренной технологической модернизации .
1 Сущность кластеров в экономике и их функции
1.1 Сущность кластеров
Английский экономист Альфред Маршалл написал о важности промышленных кластеров, ученые и политики пытаются выявить составляющие, которые необходимы для промышленного успеха.
В конце 1990-х годов Майкл Портер, исследуя конкурентоспособность, сосредоточился на кластерах, утверждая, что они могут сделать бизнес более конкурентоспособным за счет увеличения темпа инноваций и стимулирования новообразований в бизнесе. Национальные и региональные правительства быстро усвоили, что, как только они создадут условия для появления кластера, экономика начнет развиваться: предприятия будут работать на регион, привлекать сотрудников и работодателей и эта деятельность приведет к экономическому росту.
В первые годы формирования кластеров - 2000-е годы - выделялось десять секторов экономической деятельности, в которых было создано больше всего кластеров: информационные технологии; медицинское оборудование; технология производства; оборудование связи; биофармацевтика; автомобильный; аналитические инструменты; освещение, электрооборудование; аэрокосмическая, оборонная; пластмассы.
В 2010-е годы картина изменилась и список был скорректирован за счет кластеров услуг, ресурсных и креативных кластеров (информационные технологии; пищевые кластеры; зеленые технологии; автоматика; энергетика; текстиль; здоровье; туризм; транспорт и логистика; металлы; конструкции; креативная индустрия).
Кластерная теория, как правило, применяется к агломерации компаний, действующих в конкретной отрасли или отраслях. Цель состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность центрального продукта компании. Она хорошо действует в случае с бизнес- и ресурсными кластерами. Однако, если говорить о кластерах услуг и творческих, они не производят конкретный продукт, но поддерживают основные экономические функции закупок, производства и распределения.
Среди кластеров услуг транспортные, логистические, а также транспортно-логистические играют значительную роль. Впрочем, еще в 2010-е годы исследователи задавались вопросом, может ли кластерный поход быть применен к задачам логистики.
За прошедшие четыре года на этот вопрос не только был дан положительный ответ, но логистика, пересекающая «миры технологий, государственной политики, глобальной торговли и другие макровопросы, обеспечивающая функционирование систем, стала неотъемлемой частью конкуренции и современной глобальной экономики.
Слово «кластер» изначально означает группу, накопление или агломерацию. В научной концепции оно возникло в экономике, и Майкл Е. Портер определил его как «...географическую концентрацию компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в смежных отраслях и связанных компаний, то есть университетов, институтов и экономических объединений, которые сотрудничают и конкурируют друг с другом» .
1.2 Периоды развития кластеров
Можно условно выделить три периода развития кластеров.
1. Период первого практического освоения (1990-е - 2000-е годы).
2. Сетевой период (2000-е годы - 2010 год).
3. Системный период (2010-е годы).
Периоды различаются подходами к кластерам. В частности, перечисленные формулировки в своем большинстве относятся к периоду первого практического освоения кластерных механизмов.
На втором этапе была выявлена сетевая суть кластеров. Этому способствовало масштабное картирование кластеров, осуществленное в США и ЕС. Результаты этого картирования, опубликованные Oxford research, способствовали расширению представления о кластерах, условиях их создания, существования и месте в экономике. Многие исследователи отмечали, что подчас не делается различий между терминами «кластер» и «сеть». Однако, как отмечается, в более поздних исследованиях логистических кластеров, эти два термина должны быть разделены.
Сети характеризуются взаимосвязями и сотрудничеством между отдельными компаниями и могут быть выявлены на национальном и международном уровне. Кластеры являются региональным явлением и основаны на сотрудничестве и конкуренции. Сеть на региональном уровне может быть частью кластера (но не обязательно), в этом случае кластер может быть отнесен к разряду «кластеров сетевого типа». Кластеры могут иметь подсети, в рамках которых акторы кластера сотрудничают по конкретным проектам. Исходя из этой логики определение кластера как новой формы сетевой организации межфирменного взаимодействия в регионе, позволяющей оперативно и инновационно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся внешней среде не совсем корректно, так как упускает основные кластерные характеристики.
2.3 Роль морских зарубежных кластеров в международной экономике
Сегодня развитие особых морских кластеров заявлено в качестве одной из задач ЕС. При этом под кластерным подходом понимается наличие взаимозависимости между отдельными игроками как в одном секторе морской экономики, так и между разными областями морской индустрии. Предполагается, что кластерность дает возможность развивать конкурентоспособность целого сектора и даже группы секторов .
Это становится возможным путем совместного использования знаний, исследований и инноваций, объединения образования и подготовки, совместных инновационных методов организации среди группы пред-приятий (общие закупки или же продажи). Использование кластерного потенциала особенно важно в судостроении, где более 70% судна производится огромной сетью предприятий, отвечающих за оборудование и оснащение. Высказана полезность объединения этих секторов в единую сеть. Более того, подчеркивается необходимость распространения практики объединения и развития кластеров в действенные морские центры: в 2005 году региональный морской кластер был образован в Шлезвиг-Гольштейне; французская концепция региональных полюсов конкурентоспособности также применима в этой связи.
3.2 Опыт реализации и проблемы российских кластеров
В российском законодательстве юридическая дефиниция категории «кластер» содержится в ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» , где под кластером понимается совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. Основная критика данного определения состоит в том, что закон узко трактует общеэкономическое понятие кластера, общепризнанное в мировой практике, под которым понимается не столько объединение территорий, как географических объектов, а преимущественно объединение различных субъектов экономических отношений одной (различных) экономических сфер, одной (различных) административных территорий. При этом кластер рассматривается не только как «насаждаемая» государством или иным публичным субъектом форма экономического сотрудничества, но и естественным путем образуемое объединение экономических субъектов, способствующее конкурентоспособности региона и государства, в целом.
Типичным примером является японский кластер фирмы «Toyota», многоступенчатая система которого состоит из одного относительно большого головного предприятия и многотысячной сети привлекаемы
субподрядчиков малых и средних предприятий смежных отраслей. Вместе с тем в российском законодательстве термин «кластер» часто употребляется в правовых актах различного уровня. Так, в основном документе стратегического развития экономики России «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» , в рамках регионального развития государства расшифровывается инновационная и социальная ориентация, реализуемая, в том числе, и с помощью: формирования территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; а также территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с
использованием современных технологий.
Заключение
Кластерный подход предполагает, что каждая отрасль рассматривается вместе с остальными. Формирование основной отрасли – толчок к развитию других отраслей. Поставщики и отрасли развиваются сферу сегмента услуг, формируя кластер экономической активности.
Эффективность кластера в конкретном регионе и территории зависит от НТР, интеллектуальных факторов, инновационной и инвестиционной направленности, пространственной расположенности. Так преодолеваются узкоотраслевые тенденции при помощи лоббирования интересов конкретных отраслей или компаний. При помощи кластеризации можно создать интегрированный подход к применению целой системы набора кластерных индикаторов развития определенного региона с учетом потенциала региональных субъектов экономики.
Кластеризация была впервые подробно проанализирована Майклом Портером. Согласно ему, отрасли конкретно взятой нации или региона обладают конкурентным преимуществом тогда, когда они вовлечены в сетевые потоки. Если сеть хорошо развита, она включает в себя не только межфирменные связи с определенной отраслью. Она включает в себя смежные и связанные отрасли, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения, инновационные компании и прямые связи с клиентами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Законы, нормативные акты
1) Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения 07.11.2022)
2) Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения 07.11.2022)
Статьи, учебники
3) Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. - 130 с
4) Воронов А. С., Кластерный подход в управлении пространственным развитием: теоретическое содержание и опыт реализации // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). — 2019. — № 3. — С. 3-19.
5) Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? / Ю. В. Громыко // Альманах «Восток». – 2007. – № 1 (42)
6) Иванова Е. В., Совершенствование аналитического обеспечения процессов интеграции в экономическом кластере // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 5. — С. 16-28
7) Иванченко А. В., Организация инновационного и цифрового взаимодействия малого и среднего бизнеса, науки и государства на основе кластерного подхода // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18, вып. 11. — С. 2089-2110
8) Костыгова Л. А., Территориальные инновационные кластеры - основа устойчивого развития промышленности России // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2016. — № 6. — С. 18-25
9) Куценко Е. И., Нейросетевое моделирование состояния транспортно-логистической инфраструктуры зарубежных стран и Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 1. — С. 29-39
10) Марабаева Л. В., Вариантный прогноз развития территориальных инновационных кластеров РФ на основе проектного подхода // Инновации. — 2020. — № 1. — С. 86-9
11) Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3-х томах. Т. 1. - М.: Прогресс, 1983. - 416 с.
12) Митенев В. В., Кирик О. Б. Кластер как фактор развития экономики // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. Вологда: ВПКЦ, 2006. Вып. 34. С. 77–81
13) НИУ ВШЭ на основе данных TCI Network
14) Новиков А. В., Обоснование приоритетов устойчивого развития транспортных кластеров // Проблемы теории и практики управления. — 2019. — № 6. — С. 42-52
15) Погодина Т. В., Финансово-экономические механизмы создания инновационных территориальных кластеров : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 139 с.
16) Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
17) Рехтина И.В. Региональные кластеры в России: законодательные и практические вопросы//ОБЩЕСТВО, УПРАВЛЕНИЕ И ЗАКОН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ. Нижний Новгород, 05 февраля 2022 г. С. 47-50
18) Чаплыгин В. Г., Математическое определение эффективности трансфера технологий // Экономика и математические методы. — 2020. — Т. 56, № 3. — С. 136-144
19) Ягольницер М. А., Оценка влияния кластеров на экономику региона // Регион: экономика и социология. — 2020. — № 3 (107). — С. 218-241
20) Bergman E.M. and Feser E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications / Е. М. Bergman, E. J. Feser. Regionl Research Institute, WVU., 1999.
21) Blue Economy Concept Paper // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу:https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/2978BEconcept.pdf (дата обращения 07.11.2022)
22) Claudio Cora. From green to blue economy // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://business.inquirer.net/128587/from-green-to-blue-economy#ixzz3jrF91Mxp (дата обращения 07.11.2022)
23) Cluster Management Excellence)//https://www.cluster-analysis.org/cluster-management-excellence (дата обращения: 07.11.2022).
24) Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. - Stockholm, 1950.
25) Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. - 1997. - № 1, 5. - P. 3-23