Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Естественные монополии являются двигателями национальной экономики и их роль в экономике РФ неуклонно увеличивается. Изменения в экономическом положении субъектов естественных монополий прямо или косвенно находят отражение во всех экономических и социальных показателях РФ, влияют они и на благосостояние граждан и безопасность страны. На текущий момент государственное регулирование естественных монополий является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность экономики.
Вопросы государственного регулирования естественных монополий имеют важные экономические, политические, социальные и стратегические функции, поддерживающие стабильное существование государства.
В связи с этим положение естественных монополий, складывающиеся на товарных рынках, правовые основания осуществления деятельности субъектами естественных монополий, а также проблемы, связанные с государственным регулированием естественных монополий, имеют большое значение для оценки состояния всей экономики страны.
1.Сферы деятельности субъектов естественных монополий.
Монополия – является структурой рыночной экономики, состоящей из одного продавца, который контролирует всю отрасль производства определенного товара, рынок дроблению не подлежить и аналога товара не имеется.
Рынок, на котором действует монополист, представляет собой противоположность конкурентному рынку, в котором большое количество конкурентов, предлагающих для продажи однотипные товары. Существует три вида монополистов на рынке:
-закрытая;
-естественная;
-открытая.
В некоторых отраслях невозможно обойтись без монополий невозможно.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
-транспортировка газа по трубопроводам;
-железнодорожные перевозки;
-услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
-услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
-услуги по передаче электрической энергии;
-услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
-услуги по передаче тепловой энергии;
-услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
-захоронение радиоактивных отходов;
-водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Естественная монополия формируется в том случае, наибольший экономический эффект и сокращение издержек достигается если одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В этом случае дробление рынка между несколькими продавцами приведет к их неэффективной работе, отсутствию экономического эффекта.
Естественная монополия – представляет собой игрока на рынке, при котором удовлетворение спроса на этом рынке этого товара наиболее эффективно в отсутствие конкуренции, что связано с технологией производства товара или добычи ресурсов. Также товары данной группы незаменимы в силу отсутствия аналогов. Спрос на эти товары не зависит от изменения цены, в отличие от других видов товаров.
Естественная монополия имеет место быть, если масштабы ее экономической деятельности могут охватить весь рынок целиком при минимизации издержек. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.
Вторая сторона, участвующая в сфере естественных монополий – потребитель. Назначение государства в регулировании взаимоотношений этих двух субъектов рынка естественных монополий.
2. Государственный контроль в сферах естественных монополий
Контроль за деятельностью естественных монополий осуществляют федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Функции органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, кардинально отличаются от антимонопольных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О естественных монополиях»
2. Государственная политика по защите и развитию конкуренции и
3. её реализация в нормах права: монография, коллектив авторов. Отв. ред. Е.П.Губин, С.А. Пузыревский. М.: Юстицинформ, Учебно-методический центр ФАС России, 2020.
4. Недобросовестная конкуренция: учебно-практическое пособие / О.А. Городов, А.В. Петров, Н.А. Шмигельская; под ред. О.А. Городова. — М.: Юстицинформ, 2020
5. Паращук С.А. Правовое обеспечение защиты конкуренции в российском правопорядке: состояние и тенденции развития. /Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография, коллектив авторов / МГУ имени М.В. Ломоносова / отв. ред. Е.П. Губин. — М.: Юстицинформ, 2019.
6. Паращук С.А. Правовые основы государственной конкурентной политики России. // Предпринимательское право. 2019. № 2.