Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос № 1. Основные направления философии ХХ в.
Ответ: XX век представлен множеством различных философских направлений. В этот период жили и творили замечательные мыслители, обогатившие философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отра-зившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества.
Западная философия того времени характеризуется всевозможными школами, направлениями и концепциями: иррационализмом (А. Шопен-гауэр) и философией жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), амери-канской философией прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноме-нологией (Э. Гуссерль), герменевтикой, философской антропологией (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенционализмом (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизмом и неопозитивизмом (О. Конт, Б. Рас-сел, Л. Витгенштейн), структурализмом (К. Леви-Стросс), критическим ра-ционализмом (К. Поппер) и другими. Наибольшее распространение и вли-яние на философскую мысль будущего получили такие философские направления, как неопозитивизм, экзистенционализм, неотомизм и фено-менология. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Неопозитивизм – это философское течение, объявившее единствен-ным источником истинного действительного знания не «абстрактные умо-заключения», а конкретные (эмпирические) науки. Философия рассматри-валась неопозитивистами как деятельность, направленная на анализ языка, а проблемы философии трактовались как проблемы языка. Основной за-дачей философии они считали очистку прежней науки от псевдопроблем с помощью метода верификации, т.е. проверки истинности на основе либо опыта, либо логического доказательства на базе опыта, и создание непро-тиворечивого однозначного логического метаязыка науки, что способ-ствовало бы синтезу наук.
Экзистенционализм - одно из самых распространенных современ-ных философских учений. Название направления происходит от латинско-го existentia - существование. Это течение исходит из единичности челове-ческого существования, которое характеризуется комплексом отрицатель-ных эмоций - озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов - это бы-тие человеческой личности. Человек вынужден определять себя сам, так как ничто другое не определяет его жизнь. Жизнь его зависит от его инди-видуальной цели, от его выбора.
Одна из основных категорий экзистенциализма - свобода человека. Но свобода - это бремя, на которое осужден человек, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Он живет рядом с другими людьми, в соци-уме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя - но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ориентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, самого себя как личность, снимает с себя ответ-ственность - основной атрибут свободы-экзистенции. Человек, рождаясь в социуме, ограничен его законами и повседневностью существования. Он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится восполнить недостающее. Экзистенциализм оказался созвучным XX веку – веку боязни ядерной катастрофы, страха перед глобальными проблемами, разочарованиями в избранном человечеством пути развития, приведшем его на грань гибели, веку рационализма и осознания челове-ком истин, веку тоски по иной, лучшей гармоничной жизни и стремления к ней.
Неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви, разработанная Фомой Аквинским, но модернизированная за мно-говековую историю. Основные категории неотомизма - это Бог, чистое бы-тие, духовное первоначало. Однако эта основа находит современное при-кладное применение: религиозное постижение естественнонаучных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологиче-ских аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценно-стей с позиций приоритета проблемы человека и др.
Феноменология представляет собой учение о феноменах - возника-ющих в сознании смыслах предметов и событий. Феноменология выявляет чистые сущности и логические принципы с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. Редукция - это сведение высшего, сложного к низшему, простому. По существу, цель феноменологии - по-строить науку о науке. Она не только является самостоятельным направ-лением философствования, но интенсивно применяется в других философ-ских школах и концепциях.
Помимо вышеперечисленных направлений, философия XX века представлена еще целым рядом интересных течений.
Неокантианство. Основным тезисом рассуждений неокантианцев (Э. Кассирер, Г. Коген, В. Виндельбанд) является несовместимость общих по-нятий с конкретным человеческим существованием, которое всегда уни-кально и не поддается обобщению. В то же время неокантианцы признают вневременные высшие ценности - истину, добро, красоту и др., - которые характерны для человека и выделяют его из природы. Неокантианцы про-тивопоставляют объективное и ценностное знание. Дуализм природы и культуры не позволяет найти общий для них метод познания. В этом кон-тексте они предлагают различать, разделять единичное и всеобщее, конеч-ность и бесконечность, существование и сущность. Философия культуры ценностна, поэтому она невозможна без изучения человека, без антропо-логии. Предметом анализа неокантианцев и являются универсальные фор-мы деятельности человека - мифология, религия, язык, наука, искусство.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Миронов В.В., Иванов А.В. Философия: Введение в метафизику и онтология. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – Электронный ре-сурс: http://znanium.com/bookread.php?book=442968.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. Электронный ресурс: http://iph.ras.ru/enc.htm.
3. Островский Э.В. Философия. Учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012
4. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. Губина В.Д., Си-дориной Т.Ю. – 5-е изд., испр. и допол. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
5. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
6. Философия: Учебник / под ред. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.