Фрагмент для ознакомления
2
Организационно-правовая форма (ОПФ) – это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, которая фиксирует метод (способ) закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. То есть, организационно-правовая форма определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:
• Получение прибыли - для коммерческих фирм;
• Общественные интересы, образование, просвещение и пр. - для некоммерческих организаций.
Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:
1. Коммерческие компании.
Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.
Основными видами коммерческих организаций являются:
• хозяйственные товарищества,
• хозяйственные общества,
• производственные кооперативы,
• унитарные предприятия.
2. Некоммерческие организации.
Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и другие виды целей.
Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
В соответствии с ГК РФ предприятия могут быть созданы в разных организационно-правовых формах. Организационно-правовая форма - это юридически закрепленная форма собственности, способ формирования капитала предприятия, распределения результатов и ответственности за его деятельность. Выбор организационно-правовой формы зависит от многих факторов: от формы собственности, размеров уставного капитала, числа учредителей, видов деятельности, хозяйственных связей, проектируемых объемов деятельности и перспектив положения на рынке, возможной численности работников, правовой среды и др. [2].
В России после принятия Гражданского кодекса термин «предприятие» сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие.
Предприятия - разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация. Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и прочие.
Организационно-правовые формы предприятий, создаваемые в России, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Организационно-правовые формы предприятий
1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу (ст. 66 ГК РФ). Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства,вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.
2. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать пятьдесят. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.
Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
Публичное акционерное общество (ПАО) - общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает выше приведенным признакам, признаются непубличными.
Публичное акционерное общество вправе производить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Максимальное число акционеров публичного акционерного общества не ограничено.
Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом. Ежегодно оно обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, а также иные сведения.
Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
3. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Собственником имущества является государство или муниципальное образование, и это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарные предприятия обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Т.Г. Управление персоналом: Методические указания к практическим занятиям. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2018
2. Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала.//Управление персоналом. – 2022. - №11
3. Амблер Т. Практический менеджмент. – СПб: Питер, 2021.
4. Ансофф И. Стратегическое управление/ Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 2019.
5. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Особенности современного кадрового потенциала: Учебно-наглядное пособие. – СПБ.: Изд-во СПБУЭФ, 2016.
6. Багмут Т., Козий С., Толмачев А. Изменение системы мотивации в условиях экономического кризиса: применение конфигурации «Зарплата и Управление персоналом». фирма 1С - 28.11.2018 – [Электронный ресурс]
7. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации, 2015
8. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2022.
9. Богданова Е.Л. Концепция организации персонал-менеджмента и конкурентной рабочей силы. - СПБ.: СПБУЭФ, 2019.
10. Бодрова О. Стратегия вознаграждения// Справочник по управлению персоналом. – 2008. - № 11
11. Быченко Ю. Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеческие ресурсы. - 2001. - № 3.
12. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и оправление предприятием: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014.
13. Заработная плата: Практическое пособие / А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014.
14. Магомедов А.М. Экономика предприятия. – М.: изд. «Экзамен», 2014.
15. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014.
16. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы): Учеб. пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2014.
17. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: Экономистъ, 2014.