Фрагмент для ознакомления
2
Земельный налог относится к местным, устанавливается Налоговым кодексом РФ и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - законами этих городов.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объект налогообложения - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год, отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций - первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).
Согласно ст. 394 налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Законодательством допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 396 сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно законодательству в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация: Законы: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): НК РФ: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ: текст с изм. и доп. на 21.11.2022г. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года: Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года. // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.11.2022)
2. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность: учебное пособие / Т.В. Бодрова. – М.: Дашков и К, 2020. – 480 с.
3. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2019. – 224 с.
4. Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. Б. Х. Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2019.
5. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Д. Г. Черник; [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2020.
6. http://www.consultant.ru