Фрагмент для ознакомления
2
1. Раскрыть основные понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическое развитие» детей дошкольного возраста
Экологическое образование как комплексная проблема нашего времени, рассматривающее экологические проблемы, как общечеловеческие стала объектом вниманием таких исследователей, как Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев. Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования дошкольников.
В целевых ориентирах ФГОС ДО указывается, что дошкольник на этапе завершения дошкольного возраста «обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет» . Окружающий дошкольника мир – его «экологическая среда» и «источник познания», которое «направлено на обогащение сенсорного опыта» – основы формирования представлений . Во время ознакомления дошкольников с природой родного края, ее явлениями, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой происходит формирование основ экологической культуры. Именно в период дошкольного детства закладывается база экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Г. Е. Дулатова рассматривает экологическую культуру сегодня как глубокое осознание человеком себя как части природной среды, как субъекта, ответственного перед собой, перед настоящим и будущими поколениями за состояние природной среды . По мнению О. С. Гусевой, экологическая культура соединяет в себе знание законов природы, применение их в деятельности, ответственное отношение к природе . Л. А. Ситак рассматривает экологическую культуру как «культуру единения человека с природой, гармоничное слияние социальных нужд и потребностей с существованием и развитием самой природы» .
Экологическое воспитание – это формирование у человека осознанного восприятия природной среды, убеждения в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств.
Экологическим воспитанием называют процесс знакомства детей с окружающим, в основе которого лежит экологический подход, что означает – опирается на понятия и идеи экологии, в ходе которого формируется экологическая культура.
Экологическая культура – это отношение человека к природе, его взгляд на окружающий мир в целом. С. Н. Николаева полагала, что формирование экологической культуры – это воспитание гуманного отношения к природе во всех ее выражениях, к людям, охраняющим и создающим с ее помощью духовные и материальные ценности. Гуманное отношение к миру происходит в процессе осознания, что окружающая природа уникальна, неповторима, нуждается в заботе с нашей стороны, и закрепляется в практической деятельности по уходу за животными и растениями в уголке природы .
Экологическое образование выступает необходимым условием и инструментом преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Так, по мнению М.Ю. Поповой, «экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов, важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем» .
С точки зрения В.Д. Лысенко, экологическое образование является примером осуществления психолого-педагогического принципа единства обучения и воспитания . Образование, направленное на овладение системой знаний и способов деятельности, и воспитание, направленное на овладение определенной системой ценностей, не могут осуществляться в отрыве друг от друга.
Т.А. Серебрякова отмечает, что экологическое развитие ребенка – одна из ведущих линий его личностного роста – включает такие структурные компоненты, как: восприятие природных объектов и явлений, представление о их качестве и свойствах, практическую деятельность, природосообразное поведение .
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на разных ступенях развития ребенка воспитание и обучение играют разные роли, к примеру, в дошкольном возрасте воспитание является более важным, чем обучение, и обучение осуществляется в процессе воспитания.
Экологическое воспитание считается исследователями составляющей экологического образования и рассматривается как относительно новое направление дошкольной педагогики, которое существенно отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, вырабатывает эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формирует основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании своей нераздельности с ней.
Это дает возможность детям развивать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, развивать сопереживание ей, проявлять активность в решении тех или иных экологических проблем. В то же время накопление знаний у дошкольников не является самоцелью. Они являются необходимым условием для развития эмоционального, нравственного и эффективного отношения к миру.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный, организованный, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, установок, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающих формирование и развитие ответственного отношения к природе как общечеловеческой ценности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриенко Н.К. Гармоничное развитие детей дошкольного возраста как актуальная психолого-педагогическая проблема: теоретико-методологический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 142
2. Антонов В. П., Кольчикова Н. В. Пути и средства экологического воспитания и образования дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2019. № 1. С. 103‒111.
3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016
4. Гусева О. C. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 83–85
5. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996
6. Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры. Текст: электронный / Г. Е. Дулатова // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Молодой ученый, 2012. С. 96–99
7. Зверев И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Е.М. Кудрявцева. – М.: Педагогика, 2011
8. Комарова И.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста / И.А. Комарова, Н.А. Ярошева // Игра дошкольника. – Могилев, 1997. – С. 57-59
9. Лаврентьева Н. Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста: монография. Чита: ЗабГУ, 2014
10. Лысенко В.Д. Календари природы и дневники наблюдений в детском саду //Лекции по дошкольной педагогике. / В.Д. Лысенко. – Мн., 1986.
11. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
12. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – с.26-34
13. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. – М.: Дошкольное воспитание, 2013
14. Саид С. Т., Осокина В. Н. Ведущие методы экологического воспитания дошкольников // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 241–244.
15. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008
16. Ситак Л. А., Алабова М. А. Проблема формирования экологической культуры в дошкольном возрасте // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 276–279
17. ФГОС дошкольного образования: национальный стандарт Российской Федерации: утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155: введён впервые: дата введения 2009.11.23 / разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка. М.: УЦ Перспектива, 2014
18. Хайдурова И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире: Дис. канд. пед. наук 13.00.01. – Л., 1974
19. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000